Медиакарта
12:39 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вся Россия – наш берег

Завтра – день военно-морского флота

Виктор Проскурин из Заводоуковска называет себя советским моряком, потому что советской прочности остаётся его любовь к Родине и готовность защищать её рубежи.

Три года армейской службы в морской части пограничных войск СССР помнятся старшине первой статьи Проскурину чётко и ясно. Он и сегодня, спустя четыре десятка лет мирной сухопутной жизни, мгновенно перечисляет всю последовательность команд, сопровождавших выход его корабля на боевое дежурство. Призывнику из Сединкино, где самым значимым водоёмом считали озеро, было всё равно, в какой род войск призовут. В военкомате его усадили на стул, хорошенько раскрутили и приказали выйти. С дюжиной других ребят, сохранивших координацию движений, он покинул кабинет через дверь и... оказался в Анапе. Затем последовали девять с половиной месяцев упорных занятий в «учебке», где готовили специалистов для морчасти погранвойск КГБ. А поскольку Виктор только-только окончил училище и получил профессию электрорадиомеханика, стать радиометристом было для него большой удачей. Рапорт Проскурина направить его матросом на бронекатер в район острова Даманский удовлетворили с точностью до наоборот. Два оставшихся года Проскурин служил в Таллине в составе отдельной бригады сторожевых кораблей.

Вся акватория Финского залива делилась тогда на пять участков. Охраняли их, сменяя дуг друга, корабли-заставы с численностью до 30 человек. Неделю пограничники бороздили море, на следующую – вели на базе корабельные работы и проходили такую же по сложности подготовку, как в учебной части.

Дембельский альбом Виктора Васильевича отлично иллюстрирует всю специфику его службы.

– Вот это «развёртка» крутится, – терпеливо поясняет Виктор Васильевич. – На ней видно всю надводную и воздушную обстановку от чужого корабля до лебедей в полёте. У станции две функции – навигационная и стрельбовая. Для радиометриста любая точка – цель. Обнаружил, классифицировал, опознал, докладываю на главный командный пункт. Если нарушитель на запрос не отвечал, начиналась погоня. «Наше дело, – говаривал командир, – имать и не пущать, а там КГБ разберётся». Если корабль иностранный, подходить было нельзя. Тогда шлюпку спускали на воду, и осмотровая группа (пять человек вместе с офицером) поднималась на борт. К своим подходили вплотную и просто перепрыгивали с палубы на палубу. Вот эта яхта – нарушитель. Вот рыбак-браконьер. Своих, попавших за зону разделения, просто возвращали на место, а финны золотом платили.

Старшина запаса Проскурин листает страницы:

– Это мы корабль размагничиваем. Если по данным контрольно-измерительной станции магнитное поле нашего корабля становилось больше поля Земли, нас направляли на станцию берегового размагничивания. Это было необходимо.

В отличие от других кораблей, сторожевые ходили нерекомендованными курсами, а там же раньше война шла. За мою службу две трёхсоттонки рогатые всплыли. После тральщик расстрелял эти мины в определённом квадрате.

Виктор Васильевич говорит, что три года службы показались ему недолгими. Во время вахты некогда было наблюдать за сменой дня и ночи. Его военная специальность счастливо совпала с гражданской. Знания радиотехники позволяли ему быстро устранять неполадки в сложнейшей аппаратуре. Только один раз, когда во время боевого дежурства на станции сгорел конденсатор, на считанные минуты корабль остался «без картинки». Не зря же Виктор Проскурин вернулся домой отличником ВМФ и погранвойск.

Отличной школой жизни стала для Виктора Васильевича срочная служба. Старшина первой статьи считает, что пройти её обязан каждый мужчина. Все в их роду защищали Родину: родственник по материнской линии Феофан Гусев – на знаменитой канонерской лодке «Кореец», а дед с отцом – на суше. Вот подрастут внуки и тоже выполнят свой гражданский долг.

На завтрашний праздник в сквер воинской славы Виктор Проскурин придёт вместе с младшим зятем Максимом Караблиным. Максим служил на Дальнем Востоке командиром отделения подвоза боевых снарядов в роте материального обеспечения 55-й дивизии морской пехоты. Сегодня он – заместитель председателя первичной организации районного совета ветеранов, объединяющей отслуживших или служащих в подразделениях ВМФ и морпехоты. Так что в моде у этой семьи не только кепки, но и бескозырки с чёрными беретами.

Автор: Лилия НАЗАРЕНКО Фото из архива Виктора Проскурина