Медиакарта
14:54 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Боевая Шура, или Охота на шпиона

Как вы заметили, в последнее время в «ЯЖ», выходит много публикаций о ветеранах Великой Отечественной.

Конечно, годовщина Победы - хороший повод напомнить о тех, кто ковал её на огненных фронтах. Но за большинством подобных материалов, выходящих в газете, скрывается огромная работа сотрудников редакции. И все эти усилия - ради восстановления историй и судеб наших с вами земляков.

Зачастую к нам обращаются дети и внуки давно ушедших из жизни ветеранов с просьбой разузнать поподробнее о том, где они воевали и какие испытания выпали на их долю.

Вот и Наталья Константиновна о фронтовых годах своей мамы Александры Николаевны Ульяновой знала совсем немного. Не любят победители рассказывать о войне, а спустя десятилетия выясняется, что человек совершил немало подвигов, которые порой не были никак отмечены. Примером тому служит и наша сегодняшняя героиня, у которой не оказалось боевых наград, но это не умаляет её заслуг.

После долгой работы со специализированными порталами и отправки запросов в несколько военных архивов, по крупицам нам удалось восстановить ещё одну судьбу. И сегодня мы предлагаем вам познакомиться с жизнью и приключениями боевой Шуры.

Дымилась ли в чашке ароматная уха или потрескивали на сковороде желтобокие карасики, Александра Николаевна Ульянова всегда говорила: «В  войну ещё этой рыбы досыта на-  елась». А все потому, что 528-й авиационный истребительный полк, в котором юная Саша служила, дислоцировался на Дальнем Востоке.

К восемнадцати годам девушка чётко расставила для себя жизненные приоритеты и когда объявили о начале войны, не задумываясь встала на защиту Родины.

Жили не богато, проблемы были и с питанием, и с одеждой, но характер не дал слабины. Пусть ботинки брата оказались велики, пусть родители умоляли не совершать скоропалительных поступков - выбор был сделан.

Четвёртого августа 1942 года Саша Рыбакова (в девичестве) вошла в двери ялуторовского райвоенкомата и стала одной из тех, кто приближал заветную победу.

Конечно же, необстрелянную девчонку на фронт не отправили, пришлось подучиться в школе авиаспециалистов. Затем месяц стрелковой практики в 305 авиационном полку, и в октябре 42-го она заступила на службу в родной истребительный. В его составе находилась до сентября 1945 года.

Казалось бы, так далеко от дома Спасск-Дальний Приморского края, но в тоже время была рядом частичка малой родины  -  транссибирская магистраль рассекала этот населённый пункт пополам.

Всё-таки приврали в известной песне о том, что первым делом самолёты, ну а девушки потом. Авиация того времени без слабого пола обойтись не могла. Женщины не хуже бывалых механиков разбирались в хитросплетениях авиаузлов и механизмов, обслуживали телефонные станции, да и в любой момент могли заменить стрелка в очередном вылете. Вот и 528-й истребительный мог похвастаться умными и красивыми «солдатками», за которыми чуть ли не по пятам повадился ходить политрук.

Очень уж он любил фотографировать, и при любом удобном случае предлагал девчатам сделать очередной снимок. Они сперва, конечно, смущались, но что преступного может быть в памятной карточке?!

Так шли дни за днями, месяцы за месяцами в тренировках, боевых вылетах и разборах полётов. Пока Шурочка однажды не приметила, что политрук частенько наведывается в лесок возле части. Страх обнаружить себя, конечно же, никуда не делся, но и выяснить причину таких прогулок хотелось не меньше. Девушка решилась проследить за замполитом, ползком, вдоль кустов и канав добралась до поляны, на которой он оставил конверт. Сбросив посылку, отправился обратно, а юная Саша с замершим сердцем пролежала рядом с поляной не меньше часа. Когда выяснилось, что опасности нет, она поспешила в часть, где и доложила об увиденном командиру. Но ей не поверили. Однако подозрительного комиссара оставили в неведении, потому-то он продолжил свои лесные прогулки, с одной из них Саша принесла в часть конверт с поляны.

В нём оказалась информация о распорядке, операциях, составе части и те самые фото с девчатами. Только вот фоном для всех снимков служила боевая техника, склады с оружием и размещение караулов. Наградой за поимку шпиона стал внеочередной отпуск.

После войны решительная Шура вышла замуж, да не за абы-кого, а за рационализатора Константина Семёновича Ульянова. Этот человек немало сделал на благо ялуторовчан. Во время работы на ремзаводе изобрел автоматические ножницы для резки бумаги и машину по перемотке электродвигателей. А в Томилово с его помощью в войну появилось электричество. Уличное освещение подключили к генератору, работающему от ветряной мельницы. Так что в этой деревне первая «лампочка Ильича» зажглась благодаря Ульянову, только не Владимиру, а Константину.

Так и прожили боевая Александра Николаевна и Константин Семёнович долгую счастливую жизнь, воспитав троих замечательных детей.

Автор: Евгений ДАШУНИН