Медиакарта
0:02 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Доброе слово об отце

Передо мной – фото, на котором изображены несколько мужчин в военной форме. Среди них – Фадей Петрович Иванищев. Ветеран Великой Отечественной войны. Человек тяжёлой судьбы. Но одновременно он был и счастлив в окружении детей и внуков. Только из жизни ушёл слишком рано…

«ОН ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ!»

– Когда папа ушёл на фронт, я была совсем маленькой. Помню, когда вернулся, столько радости в доме сразу! А потом… Попал под жернова репрессий…

…Стоял жаркий летний денёк. Мы сидели во дворе. Я рядышком с папой, а он держал на руках братика Витю. Отец был в военных брюках, в галошах. И тут появились два милиционера. Сказали: «Пройдём с на-ми!». Папа зашёл в хату, надел гимнастёрку, подпоясался ремнём. А вечером снова пришли люди в форме. «Принесите все документы мужа, фотографии, письма, награды», – сказали они маме. Всё это изъяли. Потом добавили: «Шинель Фадею передайте и еды на сутки». На вопрос матери: «Что случилось?» ответили сурово и коротко: «Задержали до выяснения обстоятельств». Отца посадили в тюрьму. Долгих семь лет он пробыл там в г.Кушва Свердловской области. Работал на пилораме, писал письма.

Как только отца посадили, нас сразу же стали считать семьёй врага народа. Забрали все его рыболовные снасти, лодку, быка со двора увели. А осенью сделали так, что как будто на-ша единственная коровка-кормилица больная, приказали сдать. И остались мы – мама и пятеро ребятишек – ни с чем, холодные, голодные. Спасибо добрым людям, помогли. Одна женщина сказала маме: «Надюша, я знаю, что коровки теперь нет, а у меня две, возьми одну, сколько сможешь, столько отдашь денег!». Привели мы бурёнку домой, мать подоила, а я, сёстры, братик прямо кружками молоко пили и не могли насытиться. Мама стояла в стороне, смотрела и плакала…

Отец вернулся в 1957 году. Я уже в седьмой класс ходила. Стал работать на пилораме. Очень хорошо помню, что любил читать. Без газеты ни один день не обходился. Мы тогда выписывали «Сельскую жизнь», «Трудовое знамя». Папа прочитает новости, усадит нас всех и рассказывает. Умер он в 62-ом. Тогда уже четверо внуков было. Он так любил их! В магазине конфеты, пряники всем поровну покупал, чтоб никому не обидно. Вот таким помню я своего отца и очень им горжусь! – рассказывает одна из дочерей – Валентина Фадеевна Коровкина.

«ТЯЖЁЛАЯ ЖИЗНЬ У ПАПЫ БЫЛА…»

– Я был совсем маленьким, когда отца забрали в тюрьму. Он вернулся неожиданно, мы даже не знали об этом. Привезли его на бензовозе. Мне тогда семь лет исполнилось. С интересом смотрел на папу! Словно знакомился с ним… Малоразговорчивый он был. Может, годы лагерей так на нём отразились, не знаю…

До того, как отец ушёл на фронт, он вёл курсы военной подготовки. Работал на разных машинах. Кстати, он стал первым водителем в районе. А потом – война… И награды были, только всё забрали. Ничего не осталось…

Нас у отца было пятеро выживших – старшие сёстры Раиса, Земфира, Лидия, Валентина и я, самый младший. Всех учил труду, любил очень. На работу уходит, маму поцелует, нас обязательно обнимет.

Папа слыл мастером, всё в руках спорилось. За это его уважали односельчане. Тяжёлая судьба, конечно, была… Многое испытал! – добавляет к рассказу сестры сын фронтовика Виктор Фадеевич Иванищев.

Сколько трепетности, уважения, любви в словах об отце! Честно? Когда слушала детей ветерана, слёзы наворачивались…Пока живы воспоминания, жив и человек. Посмотришь на его портрет, улыбнёшься, мысленно поговоришь – как будто и не уходил он от всех родных и близких!

Фото из архива Сладковского районного краеведческого музея

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО