Медиакарта
11:28 | 2 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Родина мила сердцу...

Хочу поделиться, на мой взгляд, самыми важными сведениями о нашем крае, почерпнутыми мною из альманаха «Тобольск и вся Сибирь».

«Русскую Сибирь основал Ермак и стал ее первым равноапостольным. Русские и до Ермака много раз завоёвывали Сибирь, но в духовной памяти народа запечатлелся Ермак, ибо он был, прежде всего, витязем православным и от него «солнце Евангельское землю Сибир осия». На два века (17-18 вв.) Сибирь станет единственной территорией России, где церковные владыки будут пользоваться большей властью, чем воеводы. Сибирь основали люди свободные, и многогрешные, и буйные, но ядро их составляли носители веры…Сибирь ни часа не знала крепостничества. Могучий импульс Сибири дал Пётр Великий. Он посылал туда митрополитов и епископов – таких, как святой Филофей (Лущинский) и святой Иннокентий (Кульчицкий). Это дворяне из малороссов выполнят наказ Петра Помазанника о миссионерстве, как смысла существования Церкви на земле, и утвердят духовное единство Руси и Сибири. Сибирь была «златокипящей» вотчиной, самым богатым краем Руси, поэтому воеводами и архиепископами сюда посылали только близких к царскому дому людей. В первую очередь, в Сибири строились остроги, церкви, храмы, приходы. В деревнях, селах, как правило, храмы строились на пожертвования самих прихожан, даже бедные считали за честь отдать несколько копеек на строительство церкви, и сами принимали посильное участие в строительстве».

Я давно изучаю историю родной деревни Скаредная. К 904 году она была самой богатой в округе. 23 семьи (Скаредновы, Уваровы, Золотарёвы, Морозовы, Ершовы, Гусевы, Афанасьевы, Стариковы, Детковы и т.д.) на сходе решили построить свой храм в деревне. Это был храм во имя преподобного святого Серафима Саровского. Прошение было написано в 1904 году. Проект от 4 февраля 1905 года был утверждён, а 22 ноября 1906 года приход был освящён. При храме была открыта школа. В 1906 году учились 32 мальчика и 18 девочек, а приход насчитывал: мужчин – 412, женщин – 383. Первый священник Василий Михайлович Урбинский. Сильна была вера в Бога. Каждое общее дело начиналось с молитвы и ею заканчивалось. Широко отмечались праздники – Крещение, Пасха, Троица… Троица – престольный праздник деревни Скаредная. Молодёжь воспитывалась в святости по канонам церкви.

Но наступили другие времена…

1930 год. Старожилы называют разные годы, если кто помнит точную дату, напишите. Ночью добрый человек сообщил, что коммунисты храм уничтожать будут. Быстро собрались деревенские жители в храме, разобрали по домам иконы и церковную утварь. Спрятали всё. При храме была полная библиотека церковных книг по списку Митрополита Филарета. Прихожане их тоже спрятали. А батюшка, говорят, с семьёй ушёл в Ишим. Через десяток лет кто-то из деревенских встретил батюшку в Ишиме, но у него уже профессия была гражданская. Сколько радости было у деревенских, что их наставник жив и здоров. Много лет не было разговора, что хранятся церковные вещи в деревне. Спрятали, и никто не проговорился большевикам при расспросах.

Из церкви сделали клуб…

Два поколения с 1920 по 1980 годы воспитывались в духе «Всегда готов! За дело партии!». Родителям некогда было, они работали с утра и до вечера, поднимали социалистическое хозяйство. Мы, дети, были предоставлены сами себе. Нашим воспитанием занималась школа. У нас у всех было огромное стремление учиться, мы все читали очень много и бегали в клуб, где слушали лекции про атеизм, смотрели два раза в неделю кино. В праздники местная молодёжь устраивала концерты с песнями, обязательно с сатирическими частушками и физкультурными номерами, а после — танцы. Клуб был центром политической и культурной жизни деревни. Здесь проходили партийные и крестьянские собрания.

Вот только бабушек и дедушек я не видела в клубе. Они помнили и чтили это место. Здесь их венчали и крестили, и праздники у них были другие. Под чутким руководством стариков негласно отмечались церковные праздники. Троица – как праздник весны, и в доме стояли веточки с молодыми липкими листочками, а в пасхальные праздники мы, ученики, все равно приносили в школу крашеные яйца и куличи, которые готовили бабушки, за что, конечно, получали выговор. После удачных дел учили бабушки говорить: «Слава Богу!» Вечерами, набегавшись на морозе, приходили домой, озябшие, лезли на русскую печь погреться около бабушки, и начиналось интересное. Бабушка рассказывала не сказки, а сказы, что было настоящей правдой: «Вот идёт Иисус среди скал, леса непроходимого, болот топких – ищет «овец» своих оставшихся, затерявшихся…» И под эти сказы засыпалось легко и сладко. Но в школе говорили, что нет Бога. И я даже спорила с бабушкой, но она ласково мудро говорила: «А ты не верь, но помни каждую минуту и секунду, что Христос и Святая Мать его Мария были, есть и будут».

Помню один разговор

Была я уже пионеркой и однажды увидела у своего сверстника Тольки крестик под рубашкой. Говорю бабушке Вере Ивановне Тихоновой: «Завтра учительнице скажу, что Толька крестик носит...». Видимо у бабушки лопнуло терпение, она крепко взяла меня за ухо, притянула к себе и шепотом сказала: «Моя внучка, никому не скажет… А крестик – это святое! Ведь ты тоже крещёная». Вот такое двойное воспитание было у нашего поколения. Авторитет бабушки победил. «Крестик – святое!» – я уже, как мама и бабушка, сказала эти слова своим детям и внукам, они почти все крещёные в красивой большой церкви.

А крещение детей в наше детство было под большим запретом, но для бабушек запретов не было. Они тайно ходили в Ишим, просили батюшку покрестить детей в деревне Скаредная. Детей в деревне было много, в 1945 году родилось 12 детей, в 1946 – 22, в 1947 – 24 ребёнка. И батюшка приходил тайно, чтобы никто из коммунистов и руководства не знал, крестил нас у кого-нибудь из жителей деревни, а наши крестики хранили всю жизнь бабушки. Слава Богу, времена изменились. Сейчас свободно мы ходим в церковь, но я замечаю, что в храме большинство люди моего возраста, значит, у многих были такие мудрые бабушки, которые несмотря ни на что, смогли зажечь искорку великой веры. А ещё мне повезло, в 2010 году в Скаредной у знакомой я увидела две иконы, старинные, в золочёном окладе. Библию и Святцы 1881 года издания тоже видела, они были из нашей церкви. Я думаю, что и все остальное свято хранится у добрых людей.

Фото из семейного альбома Дьяченко

Автор: Галина Короткова