Медиакарта
16:08 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Продолжаем обсуждать ЖКХ

Евгений Семеняка
14:42 | 07 августа 2015
Источник: Тюменский край

Один из главных вопросов, который рано или поздно задает себе любой собственник или арендатор жилого помещения – почему растут тарифы? И насколько реально зафиксировать или снизить их? Сегодня на эту тему рассуждает ведущий эксперт Тюменского регионального отделения Всероссийского народного фронта, кандидат социологических наук Евгений Станиславович Семеняка.

Рост тарифов, к сожалению, – процесс абсолютно неизбежный. Он обусловлен многими факторами, которые процентов на 85% не зависят от производителей потребляемых населением коммунальных услуг. Поэтому скажу сразу: те, кто считает «крайними» в повышении тарифов своих коммунальщиков или руководство муниципальных образовании правы самое большее на 15%.

Первая, и самая главная причина повышения тарифов: постоянный рост расходов, входящие в структуру тарифа. Например, возьмем самые дорогие тарифы – на тепло и горячую воду. В их структуре более 50% занимают цены на топливо. Это топливо может быть самым разнообразным: газ, мазут, нефть, и даже дрова. Самым экономичным топливом считается газ. Но цены на газ в нашей стране с каждым годом растут. В последние
три года в среднем на 15%, в предыдущие годы – еще стремительнее.

Вторая – высокие потери в коммунальных сетях и на других коммунальных объектах. Во всех регионах России они находятся в непростом состоянии. Так, потери в сетях достигают 80% в небольших населенных пунктах и 50% в городах. Во многом это произошло потому, что в период с 1985 по 2005 годы коммунальные объекты практически не ремонтировались и не строились – в лучшем случае, там «латались дыры». Относительно серьезные ремонты и вложения в коммуналку начались в середине двухтысячных, но, учитывая высокую изношенность, борьба с потерями далеко не закончена. Скорее – только началась.

Третья – невнятная тарифная политика профильных федеральных министерств. Ну, как можно, к примеру, регулировать тарифы, но при этом никак не регулировать стоимость того же топлива. Это приводит к тому, что коммунальщики обязаны сокращать стоимость своих услуг либо за счет внутренних издержек, либо снижая своим работникам заработную плату, либо за счет сокращения объемов ремонтных или регламентных работ. А ведь обновление коммунальных фондов – это не шутки: от аварий в сетях или котельных напрямую зависит наша жизнь.

Теперь о тех 15%, которые зависят от наших производителей.

Во-первых, затраты на производство услуг у различных коммунальных организаций различны и связаны и с протяженностью сетей, и особенностями и современностью генерирующего оборудования, и технологиями, и стоимостью и видом используемого топлива, и количеством потребителей (объемом реализации услуги). Поэтому та организация, у которой лучше налажено управление, логистика, в которой внедрены новейшие технологии, позволяющие, например, вместо трех бухгалтеров держать одного – она сможет предложить населению более щадящий тариф.

И второй момент, тесно связанный с первым – профессионализм работников этой отрасли. Кадры и их квалификация – это большая проблема, которая, своими истоками опять уходит в середину 90-х годов. Давайте посмотрим правде в глаза: на предприятиях ЖКХ не хватает квалифицированных инженеров, высокопрофессиональных сварщиков, ремонтников, экономистов, наконец. Зато в конторах таких организации на руководящих должностях часто сидят юристы и «менеджеры общего профиля», которые в системе, которой руководят, разбираются весьма слабо. И еще одна немаловажная деталь.

Общим правилом можно считать то, что чем больше населенный пункт, чем скученнее живут в нем люди (большое количество многоэтажных домов), тем ниже там коммунальные тарифы. Поэтому в Тюмени тарифы ниже, чем в Тобольске, а в Тобольске – ниже, чем в Сладково. Проверить справедливость этого утверждения можно на геопортале gis.72to.ru, где в разделе «Тарифы на коммунальные услуги» представлены все тарифы всех коммунальных организаций по всем муниципальным образованиям области.

Так, к примеру, в Тобольске тариф на теплоснабжение с 1 июля 2015 года у поставщика «СУЭНКО» составил 1264,85 рубля. А в Ярковском районе у поставщика «Муниципальное предприятие «Стройсервис» – 1316,68. В Упоровском районе у поставщика МУП «РКХ-2» – 1593,28.

Получается вроде как несправедливо – в Тюмени зарплаты выше, а тарифы ниже. В Тобольске тоже зарплаты выше, чем в поселениях Упоровского района.

И чтобы тарифная политика была приемлемой для всех жителей, государство выравнивает тариф: как бы он не рос на самом деле. Например, правительство Тюменской области ограничило предельный рост коммунальных платежей планкой в 10,4% (исключение составили Тюмень, Ялуторовск и Исетский район, где в силу ряда причин планка установлена несколько выше – на уровне 17%).

То есть, даже если тарифы в Тобольске вырастут в три раза, платить придется только на 10,4% больше. Остальное автоматически доплачивается из областного бюджета.

В 2015 году на подобные субсидии предполагается потратить около 1 млрд. рублей, в 2016 году помощь населению со стороны области вырастет в полтора раза.