Вчера в России отмечали годовщину Крещения Руси. Произошло это событие на Днепре в 988 году при князе Владимире Святославовиче. Крещение происходило на смене эпох – переходе от общинного к феодальному строю, в период развития государственности. Далось оно князю, его приближённым и народу непросто. Надо было отказаться от поклонения Перуну, Даждьбогу, Стрибогу, Велесу и другим языческим богам и принять веру в Иисуса Христа. Многобожие не соответствовало задачам нового времени. Православие из Византии перешло на Русь, а вместе с ним пришла к славянам и более высокая культура Византийской империи.
Владимир Красно Солнышко (так прозвали князя в народе) пришёл к новой вере по зрелому размышлению. Прошло с тех пор 1027 лет. Сменилась ни одна эпоха, а вера не утрачена, напротив, каждое новое поколение даёт ей свежие силы и крепость.
По случаю годовщины Крещения Руси и 1000-летия со дня смерти князя Владимира в Храме пресвятой Богородицы в с. Б. Сорокино состоялся водосвятный молебен.
О том, почему современные молодые люди выбирают делом жизни служение Богу, мы говорили со студентами Тобольской семинарии на ставшей традиционной в пасхальные дни встрече.
Настоятель Сорокинского храма иерей Владимир не удивляется обширной географии студентов семинарии, сам когда-то приехал в Тобольск из Казахстана. Среди гостей клуба молодые люди, прибывшие на учёбу из Ханты-Мансийского округа, Иркутской области, Челябинска, Чебоксар, Курганской области, города Тюмени.
Обобщая ответы, можно сказать, что религия привлекла их глубоким осмыслением собственного предназначения в жизни. В семьях, где православная вера передавалась от старшего поколения к младшему, вопрос о смысле жизни не стоял остро. Иной путь у ребят, кто получил светское образование в школе и в институтах. Они пытались в обычной жизни обрести гармонию, но попали в полосу противоречий.
По признанию семинаристов, уверенность в себе они приобретают, изучая православие, глубже проникаясь верой. Смысл жизни понимается отчётливее. Студенты наряду с богословием изучают историю и географию, среди основных дисциплин языкознание и физическая подготовка, логика и культура.
Православие даёт ответы на многие вопросы, вызывающие у простых людей противоречивые чувства и сомнения. Они возникали и в прежние времена, есть они и сегодня, в юбилейный год Победы советского народа в Великой Отечественной войне.. У каждого из гостей и хозяев в годы Великой Отечественной войны кто-то из близких родственников сражался за свободу Родины. Многие воины были верующими людьми. Но как быть с заповедями Христа: "не убий" и "возлюби врага своего"?
Как выяснилось, студенты Тобольской семинарии хорошо знают свои родословные, о дедах и прадедах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и гордятся ими. Праздник Победы для них такой же священный, как и для всех россиян.
Отец Владимир считает, что некие расхождения в трактовке событий того времени у западных политиков, умаление роли советских солдат происходят в определённом смысле оттого, что сами мы 9 Мая стали отмечать привычно, не придавая той значимость, которую почувствовали в юбилейный год. А по идее о том, что Победа – наша, надо говорить громко и во всеуслышание в течение каждого года, и вспоминать добрым словом победителей.
– Утверждён целый ряд мероприятий, приуроченных к этой дате, – рассказал он о том, как священники готовятся встретить юбилей Победы. Это встречи со школьниками, на которых мы будем говорить о значении победы для нашего народа. Это ряд церковных мероприятий, таких как поминальные богослужения. Запланированы встречи с ветеранами, в ходе которых каждого ветерана посетит священнослужитель и поздравит его с праздником. Дню Победы, независимо от того, юбилейная дата или нет, церковь уделяет особое внимание. Этот исторический момент очень важен для церкви и для всего нашего народа. Для того, чтобы в мозгах людей, которые ставят под сомнение нашу победу даже мысли не возникало об этом, необходимо постоянно говорить о том, чья это заслуга, не забывать о ветеранах, и придать празднику особый статус и не только в юбилейные даты, а ежегодно!
Победа – это наша гордость, это каждому близко. Но как всё-таки божьи заповеди согласуются с реальной жизнью?
Получив юридическое образование, студент из ХМАО Илья Никифоров некоторое время работал по специальности. Он так сказал о своём душевном состоянии:
- Специфика работы там такова, что ежедневно приходилось видеть по нескольку скончавшихся человек. Видя смерть перед глазами, стал задумываться о том, а что же дальше? О православии, конечно же, я знал, читал, но в догматику не погружался. Спустя некоторое время принял решение поступить учиться в Тобольскую духовную семинарию, где учусь уже на третьем курсе. Многое стало проясняться.
Отец Дмитрий, пришедший в лоно церкви к тридцати годам, ставший студентом семинарии, будучи женатым человеком и родителем, давно уже понял божий замысел. В обычной жизни надо уступать, решать вопросы мирно, действовать словом, попытаться образумить. А вот в решающие для Отечества и народа дни надо воевать за свободу, за близких и родных людей.
Кстати, в 2005 году был принят освящённый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви документ под названием "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", в котором восьмая глава так и называется - "Война и мир". В этом документе можно найти ответ, пожалуй, на один из самых сложных вопросов. Здесь ссылки на первоисточники – Евангелие.
"Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть" (Марк 13:7).
Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – греховное злоупотребление богоданной свободой, "ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Матфей, 15. 19).
Наши молодые собеседники сослались и на изречение Иоанна: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоанн, 15:13).
Семинаристы уверены, что война является большим злом. Но ещё большее зло – в бездействии, когда на твоих глазах убивают ни в чём неповинных людей. Церковь не воспрещает православным участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством.
Интересный исторический момент приведён в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.
Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: "Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, – бьющим в ланиту подставлять и другую, – а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?"
Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: "Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона – тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?".
Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: "Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15. 13).
Сложным был и вопрос о современном противостоянии Украины и России, о братоубийственной войне, о разрушенных городах и селениях. Где Бог? Почему бросил православных христиан на произвол судьбы?
Студенты семинарии не согласны с такой постановкой вопроса. Не Бог отвернулся от людей, а возгордившиеся люди, жаждущие власти любой ценой, забыли божьи заповеди. Своей жизнью пожертвовал Иисус Христос, чтобы победить зло. За невинных жертв этой войны священнослужители молятся, как молятся и о том, чтобы вознамерившиеся быть выше Бога, одумались. По убеждению семинаристов, другого варианта, как мирные переговоры, в этом конфликте нет.
– Мы молимся за мир на украинской земле, и надеемся, что наши молитвы будут услышаны, – сказал о. Владимир.
Кого-то из наших молодых гостей в церковь привела бабушка, кого-то мама, а кто-то сам из интереса стал посещать храм. Здесь всё так необычно и возвышенно. Хоровое песнопение волнует, лики святых исполнены смирения. Это храм, здесь идёт служба. А в учебное время жизнь насыщена и спортом, и походами по родному краю, и лирикой.
Тобольская Духовная Семинария выпускает высокообразованных священнослужителей.
Хочется верить вместе с нашими гостями в то, что добро в итоге побеждает зло. Иначе зачем ЧЕЛОВЕК?