Ещё в советское время в среде простых обывателей сложилось мнение о том, что в сельской местности остаются жить лишь малограмотные и бесперспективные люди. И сейчас ещё есть такие «умные» граждане.
–Я – человек с образованием, муж – тоже, но мы не боимся работать на земле, вести хозяйство, и этот выбор мы сделали сами много лет назад, – сказала Лилия Владимировна Нужнова.
История их сельской жизни началась в далёком 1994 году, когда мама нашей героини купила небольшой домик в д. Ерёмино Нижнетавдинского района, приобрела сначала одну корову, потом ещё.
А Виктор Александрович и Лилия Владимировна были городскими жителями. Он заведовал кафедрой автоматизации в колледже при Нефтегазовом университете, она – начальник автоматизации в областной научной библиотеке. Тяжёлые были времена, денег на всё не хватало. И подрабатывать приходилось, а всё равно – не то. Да ещё диагноз хозяину поставили неутешительный – язва желудка. А это значит – особая диета, требующая больших денег. Да и сыновья к тому времени подросли, надо их учить как-то. Было принято решение – заняться своим хозяйством: и доход, и натуральные продукты.
–Муж переехал в деревню, а я ещё какое-то время работала в Тюмени, но видя, что ему тяжело тянуть всё это, решила тоже переехать. Постепенно расширили хозяйство. Теперь у нас семь дойных коров, девять бычков (из них два – быки-производители, а один суперэлитный, племенной), две тёлочки, 50 баранов, четыре свиноматки, два кастрированных боровка и один производитель, молодая свинка, около десятка кур, утки, – рассказывает хозяйка подворья. – Сдавая продукцию, мясо, помогли детям получить хорошее образование. Старший сын Тимофей окончил Нефтегазовый университет, работает главным конструктором по разработке новой техники в «Нефтемаше», младший Олег получил медицинское образование, работает фармпредставителем. Сейчас помогаем воспитывать внуков, их у нас четверо.
Ведя с нами неторопливую беседу, хозяева попутно показывали дом, участок, хозяйственные постройки.
–Небольшой, но стабильный доход позволил нам построить этот дом со всеми удобствами: есть канализация, холодная и горячая вода, вся необходимая бытовая техника, даже посудомоечная машина, – добавляет Лилия Владимировна.
А Виктор Александрович показал новую баньку.
–Ещё достраиваю, времени не хватает, а печку дети подарили. Ничего, потихонечку сделаем, – сказал он.
Мы тем временем уже подошли к двум большим теплицам.
–Здесь у нас помидоры, перцы. До самого нового года едим свежие овощи. У нас 46 соток земли под огород занято, 20 – под картофель отвели, остальное – капуста, морковь, тыква. В прошлом году собрали большой урожай. Что сами съели, что скотине скормили, – продолжает рассказ Лилия Владимировна. – Ещё люблю цветы разводить: бальзамины, лилии, флоксы (действительно, куда ни посмотришь, везде цветы. Красота!).
–Как же вы справляетесь с таким большим хозяйством?
–Встаём рано (в пять-шесть утра) и до восьми вечера на ногах. Но когда работа в радость, всё ладится. Да ещё старший внучок Русик помогает, хотя ему всего восемь лет. Он уже с шести лет знает, что такое крестьянский труд. Вместе с нами сено сгребает, коров выгоняет на пастбище. Сам ставит будильник на пять утра. Я говорю ему: «Поспал бы». А он отвечает: «Нет, я с тобой пойду коров выгонять, а потом вместе по лесу походим». Грибы-ягоды собираем, всем хватает до следующего лета (подтверждение тому – многочисленные заготовки, которые мы увидели в доме). А тут и внучка Настя (ей пять лет) тоже заявила: «Мне надо пораньше завтра встать, коров подоить, а Русик их потом на пастбище уведёт». Вот такие у нас помощники. А вдруг фермерами станут, когда вырастут?
–Конечно, мы, как можем, облегчаем себе труд: муж купил мне доильный аппарат, хотя я предпочитаю доить руками, – говорит наша собеседница. – А вот тут у нас «электропастух» установлен. Хорошая вещь. Прочитала о нём в Интернете (компьютер и Интернет установлены в доме), узнала, что изготавливают их в г. Реж Свердловской области. Заказали, установили и вот пользуемся. Он мобильный, в любом месте можно поставить. И пока наши коровки там ходят (в заграждении), занимаемся другими делами.
Также на вырученные от продажи мяса деньги приобрели старенький трактор с телегой, сенокосилку для заготовки кормов. Вот только тяжело скошенное сено потом собирать. Рулонщик очень дорого стоит, да и нужен-то он всего на несколько дней в году. А в аренду взять негде. Трактором картофель сажаем, пропалываем, окучиваем, выкапываем.
–Куда деваете излишки продукции?
–По возможности сдаём, хоть и цена закупочная маленькая. Поросят продаём, было время – до 100 штук в год. Молочные продукты: молоко, сметану, творог, масло – раньше возили в город, сейчас такой возможности нет. Хотя знакомые приезжают сюда и покупают. Мясо сбываем, в основном, на ярмарках в Нижней Тавде. Хорошо расходится, бывает до обеда уже всё распродаём. А вот молочную продукцию не возим – места не хватает в машине. Тяжеловато стало в последнее время с реализацией выращенной продукции.
Вот, к примеру, нам бы сейчас штук 30 баранов сдать. Но куда? Перекупщики ничтожную цену предлагают, даже себестоимость не окупается. И такая проблема по всей России, слушаем новости, читаем в Интернете, переживаем. Может быть, поэтому не каждый соглашается вести своё хозяйство. Сегодня, чтобы поднять престиж сельскохозяйственного производства, необходимо государству чётко взвесить, насколько наша продукция и наш труд востребованы, – сетует Лилия Владимировна.
За разговором подошли к загону для свиней. Животные сразу же потянулись к хозяйке, захрюкали.
–Малыши мои, – ласково заговорила она с ними, поглаживая по спине. – Вот, говорят, что свиньи грязные, а я видела такую ситуацию. Свинья встала в дверях стаи, а рядом выстроились поросята, и она каждому по очереди вылизывала уши и только потом пропускала в стаю. Ну, пойдёмте дальше, покажу наших бычков.
В это время хозяин как раз кормил их сеном, а они насторожённо посматривали на нас и никак не хотели фотографироваться. Зато красавицы-курочки во главе со статным петухом «позировали» вовсю. Остальные животные в это время были на пастбище.
Выйдя за ограду, мы увидели уток, плавающих в луже.
–Тоже наши. Они уже старенькие. Яиц не несут, но мы их не убираем, уж больно они деткам нравятся, но и не только нашим. Все, кто приезжает в деревню летом, обязательно приходят посмотреть, полюбоваться и сфотографироваться с ними. А теперь пойдёмте в дом, угощу вас домашним творогом.
Отказать не смогли. Сидя с хозяевами в их уютной кухне, пили чай, кушали вкуснейший домашний творог с домашней же сметанкой и свежей черникой.
–Вот тут в лесу набрала, когда домой с пастбища возвращалась. А ещё у нас малина лесная растёт. Много. Мы уже варенья наварили! И сыновьям в город отправили.
Беседуя с Лилией Владимировной и Виктором Александровичем о жизни и работе, мы невольно чувствовали тот спокойный оптимизм, свойственный состоявшимся в жизни людям, и понимали, что они не привыкли жаловаться, они привыкли работать.
–Мы счастливы, что живём здесь, в таком замечательном месте, где хорошо и нам, и детям, и внукам, что занимаемся любимым делом. В этом вся наша жизнь! – сказала в конце встречи Лилия Владимировна.
Вот так бывает: кто-то, стремится без оглядки бежать в город за счастьем, а кто-то наоборот, ищет спокойствие в наших тихих деревушках, подальше от шума городского.