Медиакарта
23:44 | 24 февраля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Потерянные звуки

18:10 | 11 августа 2015
Источник:

Говорить четко и красиво сейчас могут немногие. Чуть ли не каждый тюменец имеет какой-нибудь речевой дефект: один картавит, другой шепелявит, третий проглатывает слова.

Виной тому, считают специалисты, засилие современных технологий, отучивших нас говорить. О том, чем это чревато, мы побеседовали с Танзилей АППАСОВОЙ, логопедом-дефектологом высшей категории.

Вялый язык

- Танзиля Габдулловна, с какими проблемами чаще всего приходят тюменцы?

- Обычно с нарушениями свистящих и шипящих звуков. Как правило, если с ними не все в порядке, то дальше побочно развивается еще и неправильное произношение сонорных звуков («л», «р»). Очень много взрослых приходит без звука «л». Это можно легко проверить: произнесите слово «лодка». Если получается что-то наподобие «уодка», то у вас явные нарушения. Значит, пока не умеете поднимать язык и ставить его за верхние зубы.

Порой взрослые приходят с нарушениями дикции. Им нужно выступать перед аудиторией, а они не могут: сбиваются, теряются, краснеют, голос дрожит, появляется страх. Все из-за того, что человек не умеет правильно дышать. Это очень важно. Если, произнося речь, мы вдыхаем и выдыхаем грудью, как томные барышни из восемнадцатого века, то нам элементарно не хватит воздуха, чтобы сказать большую фразу. Нужно задействовать брюшное дыхание: делаем глубокий вдох и на еще более глубоком выдохе говорим. И, конечно же, нужно делать довольно забавные артикуляционные упражнения и тренироваться на чистоговорках и скороговорках.

- Из-за чего возникают речевые дефекты?

- К примеру, из-за неправильного строения артикуляционного аппарата: высокое небо, до которого не достает язык, и мы не можем произнести звуки «ш» или «р». Еще одна причина - вялый язык, который не любит подниматься и работать, а просто лежит на месте. Иногда проблемы появляются из-за того, что ребенок начинает подражать родителям с неправильным звукопроизношением.

- Какие нарушения сложнее исправить, а какие легче?

- Без особых трудностей можно решить проблему, если у человека неправильный прикус: тогда нужно сходить к ортодонту, после чего мы с ним отрабатываем свистящие звуки. Есть такое нарушение как дислалия, когда ребенок просто не знает, как ставить язык. Чуть подсказали, показали, и все уже в порядке. А порой бывают и сложные диагнозы. Например, дизартрия. Она возникает из-за поражения центральной нервной системы. Человеку очень сложно говорить: мозг не посылает сигналы, куда именно ставить язык. В таких случаях мы занимаемся с ним несколько лет, делаем логопедический массаж, параллельно дети наблюдаются у невропатолога.

Проще исправлять речевые дефекты в детском возрасте - научился один раз, и дальше все прекрасно. Это может занять даже всего месяц в некоторых случаях. Со взрослыми уже сложнее, хотя, казалось бы, они гораздо ответственнее, есть самоконтроль. А на практике получается так: на занятиях человек уже выговаривает звуки, а только выйдет за дверь - и снова все по-старому. С такими пациентами можно и год, и два заниматься. Часто взрослые стесняются упражняться или говорят, что нет на это времени. С этим я, пожалуй, не соглашусь: заниматься можно и в автомобиле, попав в пробку.

Ох, уж эти детки

- Есть ощущение, что люди вообще стали хуже говорить. Вы согласны со мной?

- Да, особенно дети. Причем некоторые нарушения - черта нынешнего времени. Например, много детей приходит с моторной алалией - они вообще не умеют говорить. И это в четырехлетнем возрасте! Родителям некогда общаться с ребенком, проще сунуть ему планшет. У малыша просто нет потребности говорить: что-то промычал - дали пить, крикнул «Э!» - дали кушать. А ведь нужно с детьми разговаривать, все ему показывать и рассказывать об окружающем мире.

- Как родители должны понять, что у ребенка появились проблемы с произношением?

- Если ребенок в полтора года не говорит простые фразы - «Мама», «Дай», «Можно?», то уже стоит обратить внимание. Стоит наблюдать за тем, чтобы все протекало гладко: с трех лет ребенок уже должен произносить мягкие свистящие, в четыре года - все свистящие, в пять лет - шипящие и сонорные. Если что-то не получается, то не тяните, обратитесь к специалисту. 

- Интересно, а почему у некоторых детей внезапно проявляется заикание, которое затем также внезапно и исчезает?

- Обычно это происходит в возрасте 4-5 лет, когда у ребенка значительно обогащается словарь. Он начинает думать, какое бы слово подобрать, и запинается. Это не страшно, проходит со временем. Если нет неврологических заболеваний, и ребенок до этого хорошо развивался, то бить тревогу не стоит. Просто, когда ребенок начнет что-то быстро говорить, остановите его и попросите сначала в уме сформулировать фразу, а потом повторить. И он спокойно скажет то, что хочет.

- Стоит ли самому, без помощи логопеда браться за исправление произношения?

- Сейчас в широком доступе много специальной литературы, и, я думаю, что навредить самостоятельная практика вряд ли может. Другой вопрос, что чрезмерным усердием можно навредить, и напрочь отбить охоту заниматься у ребенка. К нам часто приходят уже взрослые люди и рассказывают, как в детстве их заставляли ходить к логопеду и как им не хотелось. Предлагайте ребенку упражнения ненавязчиво, в игровой форме. Допустим, вы едете в машине и попутно с ним повторяете чистоговорки: «Са-са-са, летит оса». Пока стоите в пробке, предложите вместе посчитать вслух: «Одна машина, две машины, три машины» и т.д. И проявляйте сами интерес к занятиям, не делайте их трудными.

Простые упражнения для развития дикции

- Зевайте в течение пяти минут, постепенно добавляя призвук «ааа». Так снимается напряжение в гортани, и голос быстро настраивается для работы.

- Произнесите звук «а», улыбаясь. Это улучшит тембр голоса.

- Полайте, встав на четвереньки. Это хорошо прочищает голос: так в свое время делал и великий Шаляпин.

- Засмейтесь громко, по-сценически. Можно при этом подпрыгивать, чтобы усилить нагрузку, но не сбивайте дыхание.

Автор: Анна ШАНИНА (коллаж Натальи НЕКРАСОВОЙ)