Первого июля отметила свой 90-летний юбилей жительница села Тукуз ветеран войны и труда – Бадрниса Рамазановна Курманбакиева. По сложившейся традиции поздравить юбиляршу приехали почетные гости: замглавы района А. И. Захарчук, заместитель начальника УСЗН Г. Ш. Гайсина, глава Тукузского поселения С. М. Рамазанов, социальный работник Ф. Т. Вабиева. Виновнице торжества вручили поздравление от Президента Российской Федерации В. В. Путина, цветы и подарки.
Много теплых слов было произнесено в ее адрес, дети благодарили маму за все, чему она научила их, вспоминали интересные случаи из жизни…
Бадрниса Рамазановна растила своих семерых детей в строгости, приучала к труду и порядку и каждому давала один и тот же наказ: «Учитесь, получайте профессию и уезжайте в город, не оставайтесь в деревне…». А что такое деревенский труд, она познала сполна – вся жизнь прошла в каждодневной тяжелой физической работе с раннего утра и до позднего вечера. Но, что интересно, это только закалило женщину. За всю жизнь ни разу она не жаловалась на здоровье, не посещала врачей. Только недавно ухудшилось зрение, после чего ей сделали операцию, и теперь она вновь видит как в молодые годы. Более того, впервые к стоматологу она обратилась в 80-летнем возрасте! Дожив до столь преклонных лет, она даже не знает, что такое зубная боль.
Об этой удивительной женщине написала в нашу газету ее дочь, Гульсем Рамазанова, из п. Заречный:
«В 1925 году в селе Тукуз шестым ребенком (двое детей умерли в младенчестве) в семье тружеников-крестьян Фатихи и Рамазана Рамазановых на свет появляется очаровательная, голубоглазая девочка. Любоваться красотой малышки приходила вся округа.
Бадрниса росла трудолюбивой, но любила проводить время и с друзьями. Летом всей толпой бегали в лес с туесочками за ягодами, особенно за земляникой. Купались в серебристой, с песчаным дном речке.
Беззаботное детство проходит быстро… Юность моей мамы омрачила Великая Отечественная война. На начало войны ей вот-вот исполнилось шестнадцать лет. По воспоминаниям мамы, 1941 год был очень тяжелым, голодным и холодным. В Тукузе стояла большая вода и долго не уходила.
С первого дня войны на фронт ушел старший брат, Зайнулла, оставив в семье своих родителей малолетнего сына, Валиуллу, и молодую жену. Вслед за ним призвали второго брата, Хайруллу. Потом проводили на войну мужа старшей сестры Зульфихи, Хабибуллу. И сестра с двумя малолетними детьми, сыночком,Хамидуллой, и дочечкой, Раузой, перебирается жить в родительский дом. Таково было слово деда Рамазана как самого старшего в семье – вместе жить легче.
Но вскоре в лесу при заготовке дров погибает дедушка Рамазан, который взял на себя ответственность за семью. Сноху колхоз отправляет на работы на пристань Карелино, старшую сестру – на ферму на круглосуточную работу.
На плечах моей юной матери остались малолетние племянники, маленькая сестра, Фазылниса, и мать. Чтоб прокормиться, маме приходилось трудиться без отдыха на поле, на сенокосе, на току, на рыбалке… И гнулась она под тяжестью судьбы – зимой на холодном ветру, летом на жаре, при мошкаре и комарах.
Летом по топким тропинкам, проложенным по болоту, мешками носили девушки рыбу, выловленную в озерах, в деревню, в колхоз. И потом бригада девушек под руководством деда-бригадира на нескольких лодках по Агитке и дальше – по Вагаю и Иртышу в Карелино доставляли зерно, рыбу, а обратно везли керосин, спички, соль.
«И чтоб хоть немножко забыться, как болят плечи, ноют руки и ноги, что голодны, мы пели, гребли и пели… И единственная остановка в д. Курманаки на ночлег… на траве, на берегу…», – вспоминает мама.
«Ой, девоньки, мои родные, только не простужайтесь, ночная река, она холодная, а земля-матушка, она вас обогреет. Вот закончится скоро война проклятая, вернутся наши хлопцы, выпрошу я у нашего председателя ситцу на платье вам, ой, как закружите вы им головы, ой, как закружитесь…», – говорил дед-бригадир, пристраивая их на ночлег. А сам ночью стоял на карауле, надо было в сохранности доставить доверенное колхозное имущество. И так было до первого снега, пока не установятся зимние дорожки к озерам. А там на обыкновенных деревянных санках, изредка на конях, потому что их было мало, а потому берегли.
Если бы знал тогда дед-бригадир, что война протянется надолго.
В деревню не вернулись многие: отцы, дяди, братья, возлюбленные… остались только в памяти, в воспоминаниях девичьих… Война оставила неизлечимые раны на сердце и у моей мамы, не вернулся старший брат. Но, к счастью, с войны домой возвращается муж старшей сестры, Хабибулла, и через несколько лет после Победы – старший брат, Хайрулла.
Жизнь, молодость берут свое. Через несколько лет после войны мама выходит замуж за Ахметсалима. И строят они свою большую семью в деревне Краснояр. Нас в семье семеро детей: три брата и четыре сестры.
Родители всегда держали большое хозяйство: много скотины, овец, кур, гусей. Папа в молодости работал на тракторе, потом по состоянию здоровья – скотником, учетчиком, фуражиром. Мама, как помню, осенью на току в ночное время. «Почему ночью?» – спросят многие. А потому, что днем ходила на болото за клюквой. Работала на ферме дояркой, в деревне Лямчай, в двух километрах от нашей деревни. Помню, в последние дни августа, до начала учебы в школе, после утренней дойки, мама, я и мои два старших брата (Халиль и Карим) ходили на близлежащее болото за клюквой. Маме надо было успеть еще на обеденную дойку, потому что коров три раза доили. А самые старшие – сестра, Фархинур, только начинала работать ветеринаром в Ярковском районе, брат, Халим, и сестра, Алсу, учились: брат – в Иркутском авиационно-летном училище, сестра – в Тобольском педагогическом институте. «Вот продадим клюкву на базаре в городе, будет у вас и одежда, и мотоцикл», – говорила она братьям. Не знаю, знала ли моя мама отдых в те годы…
В 1975 году родители переезжают в новый, построенный своими руками, дом в селе Тукуз, на свою родину. Хотя мама была уже на заслуженном отдыхе, приходилось много работать, чтоб растить, поднимать младших детей. Не жалея себя, мама каждую осень уезжала с нами на озеро Ечке куль. Тут же собирали клюкву, рыбачили. В моей памяти осталось, как, посадив нас с братом на лодку, она умело управляла ею. До сих пор перед моими глазами дивная красота тукузских озер: зеркальная гладь, камыш, белые кувшинки и пары белых лебедей.
Как-то она повела нас домой не по большой дороге, а по левому бережку речки, по старой тропинке, по кочкам и вывела на березовую рощу: белые березы как на показ выстроились в ряд, словно приветствуя нас. И мама, дотрагиваясь до веток своими загорелыми руками, шепотом разговаривала с ними. Потом, словно узнавая, присела под старую березу…
С тех пор прошло много лет, и теперь я осознаю, что тогда она провела нас по тропинке своей юности, своих воспоминаний. Здесь, под тенью этих березок был их привал. Здесь, обнимая белые березоньки, с диким плачем сползали на землю матери, вдовы, сестры, девушки, услышав от встречных людей горькие вести о сыновьях, мужьях, братьях, возлюбленных…
И каждая, поднимаясь, становилась еще сильней и шла вперед, глотая горькие слезы, вперед – навстречу своей Весне, навстречу весне Победы!
Кружатся листья в этой роще, будто кольца золотые… Кажется, в вальсе Мендельсона девчоночки-тростиночки сороковых годов…
Папа с мамой вместе достойно прошли большой жизненный путь. Папа умер в 82 года. Шесть лет мама жила одна, продолжая выполнять тяжелую работу. В этом году переехала к старшему сыну, Халилу, который тоже живет в Тукузе. У мамы семеро детей, тринадцать внуков, четыре правнука.
Мама до сих пор, будучи уже в преклонном возрасте, поражает окружающих неиссякаемой энергией, силой воли, умом! Мама, дорогая, какую большую любовь мы, твои дети и внуки, испытываем к тебе, не описать! Мы гордимся тобой, мама! Мы самые счастливые на земле, ведь ты – наш ангел-хранитель!»
Фото автора.