Как определить готов ребенок к школе или нет? Существует множество факторов, которые показывают эту готовность. Так как же определить, достаточно ли ваш ребенок развит физически, психически и когнитивно, чтобы идти в школу. Что значит, крайний срок в школе и как понять проходит ли ребенок по всем параметрам? Эти вопросы мы задали заведующему педиатрическим отделением детской поликлиники №1 ГБУЗ ТО «Областная больница №4» (г.Ишим) Игорю Вениаминовичу Юрышеву.
- Игорь Вениаминович, в последнее время вопрос готовности к школе стал подниматься все чаще и чаще. Педагоги, воспитатели и психологи, занимающиеся детским ранним образованием, стали больше концентрироваться на общем развитии будущего школьника, а не на его возрасте. Это, действительно, так?
-Да, конечно, в первую очередь оценивается физическое, психическое и когнитивное развитие ребенка. Но существует понятие «крайний возраст». Ребенок должен быть в возрасте 7 лет к этому крайнему сроку, которым обычно считается 1 сентября. Большинство берут за основу этот возраст, но, как показывают исследования, биологический возраст ребенка - не лучший показатель его готовности к школе. Развитие будущего первоклассника должно рассматриваться разносторонне: его способности мыслить логически, четко говорить, умение общаться с другими детьми и взрослыми. Также следует принимать во внимание и физическое развитие ребенка. На самом деле очень мало детей, одинаково способных в этих направлениях. Многие дети, развитые умственно, отстают в эмоциональном развитии, а хорошо развитые физически дети могут отставать в языковом развитии. Отмечу, что все-таки самый важный показатель готовности ребенка к школе – развитие головного мозга. Другими словами, если ребенок мелкий для своего возраста и отстает от своих сверстников в социальном и физическом развитии, но его языковые и умственные навыки развиты хорошо, он, скорее всего, готов к школе.
- При работе с будущими первоклассниками на какие факторы врач-педиатр обращает внимание, прежде чем сказать родителям, что их ребенок готов пойти в школу?
- Готовым к обучению считается ребенок, уровень интеллектуального развития соответствует возрасту или опережает его, отсутствуют хронические заболевания (группа здоровья 1 или 2). За последний год им перенесено не более трех ОРЗ и не было тяжелых и длительно протекавших острых болезней. Отсутствуют отклонения в речевом развитии (возможно присутствие единичных дефектов звукопроизношения). Немаловажным фактором можно назвать и желание самого ребенка идти в школу.
- Если все же у ребенка есть какие-то отклонения в физическом развитии, ребенок часто болеет, отмечается задержка умственного развития, но он уже достиг «крайнего» возраста, что в таком случае делать родителям?
- Такие дети считаются условно готовыми к школе. Они, конечно, к 1 сентября могут поступать в школу, но нуждаются в дифференцированном подходе к обучению. Для них рекомендуется классы коррекции или выравнивания, щадящий режим занятий.
- Как помочь малышу адаптироваться в новой для него среде?
- Отношение детей к школе и учебе часто зависит не столько от учебного заведения, сколько от семьи. Если в семье первоклассник, хорошо бы одному из родителей в сентябре взять отпуск. В этот период ребенку еще трудно освоиться с порядками в школе, высидеть урок и даже запомнить, что лежит в его собственном портфеле. Непривычная обстановка и необходимость концентрировать внимание отнимают много сил.
Поэтому дом для него должен стать островком стабильности, где его всегда выслушают, объяснят происходящее в школе, помогут собрать портфель или выполнить домашнее задание. А утром непременно накормят завтраком не на скорую руку. Родителям следует в первые же дни выработать «школьный ритуал»: утром собираемся и идем в школу, обсуждая по дороге важные для малыша дела, вовремя забираем его домой, вместе обедаем, обсуждая события прошедшего дня, обязательно гуляем, вечером готовимся к завтрашнему дню. Делать домашние задания лучше всего с 15 до 17 часов. Не стоит сразу же отдавать ребенка в группу продленного дня, это увеличит и без того немалую физическую и эмоциональную нагрузку.
- Сегодня большинство родителей, отдав ребенка в школу, записывают его еще и на дополнительные занятия. Как понять, что ребенок перегружен?
- Признаки усталости у неокрепшего организма, на которого навалился огромный объем информации, легко увидеть. Ребенок худеет, часто жалуется на плохое самочувствие, у него синяки под глазами, беспокойно спит и плохо ест. Могут появиться навязчивые движения: подергивание мышц лица, нервные покашливания, ребенок грызет ногти, появляются запинки в речи, заикание, пропадает интерес к знаниям, любовь к школе и учителям. Чтобы этого не произошло, займитесь ребенком уже сегодня. До того, как он окажется в условиях жесткого школьного режима, не позволяйте ему засиживаться допоздна у телевизора или компьютера, спать до обеда. Лучше если переход будет постепенным. За пару недель до сентября начинайте будить его пораньше, приучать к более стабильному и устойчивому распорядку дня. Когда начнутся занятия, постарайтесь помочь ребенку так организовать свой день, чтобы у него оставалось время заниматься тем, чем он хочет. Хорошо, если это будут прогулки на свежем воздухе или спортивные занятия, но если он захочет просто побездельничать, это тоже неплохо.
И, конечно, не забывайте поддерживать и поощрять ребенка, постарайтесь, особенно в первое время, не увлекаться замечаниями и критикой. Пусть у вашего ребенка будет преимущественно хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать.