Медиакарта
16:40 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Её призвание – дети

10:40 | 19 августа 2015
Источник: Слава труду

«Тётя Таня», «бабушка», «мама» – именно так называют свою воспитательницу ребята, посещающие Сорочкинский детский сад «Солнышко», расположенный на базе местной школы. Татьяна Владимировна Долгушина в садике работает с самого открытия в марте 2014 года. А за плечами у неё 26-летний стаж работы с учениками начальных классов Русаковской школы. Сейчас в детский сад уже ходят дети тех ребят, которых когда-то учила там. После семи месяцев пенсии, которую получила по выслуге лет, Татьяна Владимировна была приглашена директором школы Галиной Викторовной Пеховкиной занять место воспитателя.

– Никогда не думала, что буду работать в детском саду, – признаётся Т.В. Долгушина. – Перестроиться тяжеловато было, всё казалось новым. Оказывается, начальная школа и детский сад – это совсем разные вещи. В школе ко мне приходили ребята с какими-то знаниями, а здесь начинаешь обучать с самого начала. Так радостно становится, когда у детей получается что-то сделать или говорить начинают! В школе такая же радость была от роста успеваемости ребятишек.

Большое здание пустовало, и было принято решение на базе Сорочкинской средней школы расположить детский сад. До этого существовала только группа кратковременного пребывания. Сейчас в распоряжении детского сада находятся игровая, туалетная комнаты, спальня и группа для занятий, которая также используется и как столовая.

– Школа старая, хотелось бы, чтобы сделали ремонт. Но и сейчас уже происходят изменения: заменили внутренние двери на современные пластиковые, оборудовали отдельный вход, – показывает Татьяна Владимировна.

В планах – установка отдельной раздевалки. Сейчас детсадовцы переодеваются вместе со школьниками.

По подсчётам на 1 июля в садик ходят 23 ребёнка, хотя группа рассчитана на 25 человек. Сейчас дети находятся в садике с половины восьмого утра до пяти вечера. За ними присматривают два воспитателя: Т.В. Долгушина и Я.В. Ражева, помощник воспитателя (или попросту нянечка) Н.Н. Черепанова, еду ребятишкам готовит Т.В. Лобанова. Детишек кормят трижды: в расписание дня включены завтрак, обед и полдник.

– Кормят супом, кашей, картошкой, – вспоминает один из воспитанников – маленький Дима.

С сентября начнутся обучающие занятия, а в летний период проводятся тематические недели. Так наш визит в детский садик выпал на неделю, посвящённую спортивным занятиям. Татьяна Владимировна говорит, что затруднения при составлении планов мероприятий вызывает возрастная неоднородность ребятишек, поэтому воспитатели стараются планировать занятия так, чтобы никто не остался в стороне.

– Ребёнка нельзя заставлять, его нужно заинтересовывать, – делится воспитательница. – Старшие дети уже более самостоятельные, могут и сами играть продолжительное время, а маленькие ничем подолгу не занимаются. В этом и сложность.

Самым маленьким воспитанникам детского сада исполнилось два года, а старшие ребята через год пойдут в школу. Но, несмотря на разницу в возрасте ребятишек, ссоры и потасовки случаются редко. Воспитатели стараются тут же уладить конфликт, чтобы не было обид и тем более вражды.

– Хлопотно, – вздыхает Татьяна Владимировна, – за каждым надо присмотреть, кто-то и на горшок ведь ходить не умеет. За каждого ребёнка несёшь ответственность, стараешься уследить, чтобы не столкнулись, не ударились.

В группе много игрушек, мягкой мебели – что-то было в школе, что-то закупили перед открытием, что-то появилось потом. Заняться детсадовцам всегда есть чем, на месте не сидят ни минуты. За порядком в группе воспитатели не гонятся, ведь если все игрушки лежат на местах, значит, дети не играют, скучают.

– Мы переходим на новые стандарты, – рассказывает моя собеседница, – по ним и программу составляли. Там описывается даже технология проведения занятий: воспитатель должен подталкивать своими вопросами ребёнка к тому, чтобы он сам делал выводы. Пусть дети сами учатся мыслить, говорить, излагать свои мысли и даже спорить – отстаивать свою точку зрения. В этом и заключается цель новых стандартов.

Педагоги стараются, чтобы каждый ребёнок после детского сада обладал не только стандартными знаниями, но и знал хотя бы немного сверх нормы. Выявить уровень знаний ребятишек помогает диагностика, которую проводят воспитатели. Чтобы помочь детям достигнуть высоких результатов, воспитателям приходится пользоваться не только стандартами и методичками, но и заниматься самообразованием.

– Нужно постоянно узнавать что-то новое, изучать литературу, да и интернет – это великая сила, – говорит Татьяна Владимировна.

Каждый месяц проходят семинары в селе Аромашево, где среди воспитателей детских садов обсуждаются темы и способы проведения занятий, решаются текущие вопросы, происходит обмен опытом. Словом, сотрудники детских садов прикладывают все силы, чтобы сделать время пребывания в садике для ребёнка не только интересным, но и максимально полезным для его развития. Помимо этого проводятся курсы повышения квалификации, которые также способствуют получению нового опыта.

– Ездила в Ишим, училась, – вспоминает воспитательница. – Для меня, человека нового в дошкольном образовании, это мероприятие представляло большой интерес. Много нового и полезного там узнала.

Гулять ребятишки ходят на специально оборудованную детскую площадку, которую поставили этой зимой. Два папы – В.К. Перепёлкин и И.Н. Шишов – завезли песок. Детям очень нравится, с удовольствием гуляют на свежем воздухе.

Ещё будучи учителем начальных классов Т.В. Долгушина получила благодарственное письмо от губернатора Тюменской области и звание «Ветеран труда». До этого были грамоты от Департамента образования области, дважды занимала вторые места в конкурсе «Учитель года».

– Я была очень рада награде губернатора, – улыбается воспитатель Долгушина, – а ещё мне тогда сказали, что я пока единственная в педагогических коллективах, кто получил такое благодарственное письмо. Министерские грамоты есть у многих, а такое письмо, оказывается, – пока у меня одной.

Уже как воспитательница участвовала в олимпиаде, проводимой среди педагогов детских садов. Когда директор сказала, что нужно принять участие, сначала засомневалась, но раз директор сказал «надо», значит, надо. Поехала и заняла второе место.

На вопрос, будет ли пробовать свои силы в конкурсе «Воспитатель года», Татьяна Владимировна ответила:

– Наверное нет, пусть молодые пробуют. – А потом задумалась и добавила: – Хотя, кто его знает. Я считаю, что смогу. Может быть и попробую. Почему бы и нет?

За время нашего разговора ребята сначала сидели тихонько рядом, а потом, немного привыкнув к гостям, снова принялись заниматься своими делами. Татьяна Владимировна, несмотря на то, что была занята разговором, постоянно помогала им сделать что-то, разговаривала с ними, следила, чтобы всё было в порядке. Но все действия занимали так мало времени, что складывалось впечатление, что дети и воспитательница понимают друг друга и без слов.

– К детям привыкаешь сильно, – улыбается ребятам моя собеседница. – Даже в отпуске, бывает, заходишь, узнаёшь, как у них дела. А они ведь бегут навстречу! Ждут, видимо. Хотя я с ними где-то и построже старюсь быть – нельзя же постоянно сюсюкаться. Дети должны понимать, что можно, а что нельзя делать.

Ребятишки-детсадовцы очень дружелюбные, интересно наблюдать за тем, как они играют друг с другом, пытаются что-то рисовать. Татьяна Владимировна посетовала, что они совсем не боятся незнакомцев, ведут себя как обычно в их присутствии. А ведь правда, люди разные бывают, кто и с плохими намерениями подойти может. Но что-то подсказывает, что «тётя Таня» обязательно придумает способ объяснить правила поведения при общении с незнакомцами даже малышам так, чтобы те всё поняли.

Фото: Иван ГОРБУНОВ

Автор: Екатерина ДРОЗДОВА