Шайдулла Хамидуллин не из тех, кто всю жизнь занимается одним и тем же делом. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - смеясь, объясняет мастер из тобольска свою тягу ко всему новому.
Инженер-механик по образованию, он несколько лет занимался резьбой по дереву, потом взялся за печи и камины и, наконец, освоил художественную обработку кожи и меха. В прошлом году на областном конкурсе ремесел умелец представил целую коллекцию национальной обуви сибирских татар. А этим летом на региональном этапе конкурса «Славим человека труда!» Шайдуллу Хамидуллина признали лучшим мастером по обработке кожи и меха: он сшил и украсил традиционным орнаментом колчан для лука и стрел.
До самой сути
«Хороший ли я мастер? - задается вопросом Шайдулла Анварович. - Раньше для того чтобы называть себя печником, нужно было сложить хотя бы десять печей. Я посчитал: сейчас люди носят около 20 пар сделанных мною сапог. Причем не только родственники. Мои сапоги есть и у председателя Конгресса татар Тюменской области, и даже у жены губернатора...».
Впрочем, у умельца свои критерии оценки, и пока, признается, выше четверки он себе не ставит. Хотя очень надеется, что когда-нибудь его работа заслужит высшей оценки. Одно ясно - так просто Хамидуллин не сдастся. Он, как в стихотворении Пастернака, - хочет во всем «дойти до самой сути». К примеру, резьбой мастер занимался 5 лет. А когда взялся за изготовление обуви, то отправился в научную библиотеку, музеи и архивы - собирать информацию.
Культура исчезает
Как это часто бывает, начиналось все довольно банально. Вместо того чтобы выбрасывать голенища, которые оставались от старых сапог жены и дочери, Хамидуллин решил сшить из них тапочки. А потом взял и перенес на них орнаменты, которые до этого использовал в резьбе по дереву. «Тамбурная вышивка традиционна для тюркских народов, - говорит Шайдулла Анварович. - Но если раньше ее использовали в одежде и головных уборах, а обувь украшали мозаикой, то я применил ее для декора сапог. Это, можно сказать, мое ноу-хау».
Сегодня культура сибирских татар постепенно сходит на нет. «У нас почти нет ничего своего, - сокрушается Хамидуллин. - Даже песни и танцы заимствованы у казанских татар. А ведь мы совсем другие! Моя мать, например, говорит на чисто сибирском татарском языке. Но книги на нем начали печататься только года два назад. Недаром наши язык и культуру несколько лет назад признали исчезающими. Не хочется, чтобы мы потерялись».
Так что необычные яркие сапоги - больше, чем просто красивая вещь. Это вклад Хамидуллина в сохранение культуры своего народа.
Сапожное ремесло - занятие, прямо скажем, непростое. На изготовление одной пары уходит в среднем 7-8 дней. И это сейчас, когда мастер уже, что называется, набил руку. Да и в хорошей коже он теперь знает толк. Правда, современная - оставляет желать лучшего. Умелец расстраивается: «Когда разбираешь старые сапоги, видишь, что раньше кожа была совсем другая. Хорошая! После того как ее сомнешь, она должна снова принять свою форму. А сейчас часто бывает так: чуть схватился или дернул - уже деформация».
А вот родственники мастера хоть и поддерживают, но нет-нет да и скажут: «Кому и что ты хочешь доказать?». «И для чего мне тогда мое мастерство, если я при первом же поражении сдамся и уйду в сторону? - удивляется Хамидуллин. - Когда собирался на финал конкурса «Славим человека труда!», последние деньги потратил на то, чтобы сшить себе костюм, но все равно поехал. Я просто хочу сделать что-то для своего народа».