В детстве я очень любила кошек и даже мечтала стать ветеринарным врачом, чтобы лечить своих четвероногих питомцев. Этим мечтаниям сбыться не пришлось, так как при виде даже маленькой ранки меня бросает в крупную дрожь и потому бы доктора Айболита из меня не получилось! Но никогда не говори никогда. На днях, собрав всё своё мужество, я решилась проверить на себе эту профессию.
В режиме ожидания
– Для того, чтобы испытать профессию, нам потребуется животное. А раз на раз не приходится, вызвать врача могут в любое время суток. Когда речь идёт о крупном рогатом скоте, то хозяева звонят либо рано утром до выгона в стадо, либо поздно вечером, когда животных пригоняют с выпаса. Работа у нас такая – ждать звонка, – предупредил А.А.Висурханов, мой наставник, ветеринарный врач ГАУ ТО «Сладковская станция по борьбе с болезнями животных».
– Тогда буду на связи! – соглашаюсь я и перехожу «в режим ожидания».
«Помогите, доктор!»
Прошёл вечер. Вызова нет. Утром набираю номер ветеринара.
– Нет, никто не звонил. Это хорошо, значит, с животными всё нормально, – ответил Висурханов.
Спустя, наверное, всего час, поступил звонок от врача.
– Анастасия, есть два вызова! Будете участвовать? – сообщил Адам.
– Уже лечу! – ответила я.
Кстати, сладковский доктор Айболит ездит на вызовы на …велосипеде. Искусством управлять данным транспортным средством я не владею и поэтому нам с моим наставником пришлось прогуливаться по районному центру пешком.
Принц в наморднике
По первому адресу проживает овчарка Принц. Он встретил нас оглушительным лаем. А предыстория визита такова. Собаку донимали ушные клещи. Хозяин вызвал ветеринара (другого, не Висурханова), чтобы тот облегчил страдания пса. На Принца надели намордник, привязали к столбу в вольере и даже закутали в толстое одеяло. Но, как только доктор стал ставить укол, овчарка извернулась, скинула защитную «сбрую» и укусила своего лечащего врача. В подобных случаях за собаками устанавливается контроль: ветеринары наблюдают за ними, исключая любой контакт. Главное – удостовериться, что животное не заражено бешенством.
– Больно есть больно! Принц хороший, только хитрый. Пытался ему в уши лекарства закапывать, так он сразу чувствует, когда я руку в карман за пузырьком засовываю и всячески уклоняется, не хочет боль терпеть. А прививки, какие положено, мы ему проставили, – объясняет хозяин.
Висурханов внимательно смотрит на Принца, лающего на нас из вольера, задаёт наводящие вопросы хозяину, объясняет, по каким признакам определяется бешенство, даёт необходимые указания.
– А укол от клещей Принцу так и не поставили? – интересуюсь я.
– Не получилось, – вздыхает хозяин.
– Теперь придётся повременить с этим, собака будет под наблюдением целый месяц, – объясняет Адам.
– Что ж ты, Принц, Айболитов кусаешь, они же тебе помочь хотели, – говорю я овчарке. «Гав, гав», – ответил мне наш пациент. Вот и пойми, что он хотел этим сказать!
Богатырь по кличке Мусик
По второму адресу нас ожидал Мусик. Пожилая женщина вызвала ветврача потому, что однажды кот вернулся с прогулки с пулей (кажется, от пневмовинтовки) во лбу. Бабуля сначала не разглядела её, думала, что это глубокая царапина, у бедолаги даже глаз не открывался.
Адам разложил на столе препараты. Набрал в шприц лекарство.
– Поставим один укол с усыпляющим препаратом для анестезии, а второй – с антибиотиком, потому что прошло несколько суток, и у животного может начаться сепсис, заражение крови, – объясняет доктор свои действия.
Удивительно, как братья наши меньшие похожи на нас! Оказывается, что и на них наркоз действует по-разному: кто-то сразу «брык» и упал, а кому-то требуется большая доза. Наш пациент даже не собирался засыпать! Сильный экземпляр! Адам снова поставил ему укол.
Но вот Мусик оказался на «операционном столе». Я и хозяйка ассистируем доктору, держа кота в четыре руки. И что вы думаете? Как только я ослабила хватку, пациент изловчился и полоснул когтями меня по руке. Ай, больно! Из царапины тут же побежала кровь. При виде неё у меня, естественно, закружилась голова, и я закричала: «Адам, а теперь лечите и меня!». Надо сказать, доктор Айболит с задачей справился. Во-первых, он извлёк из кота пулю, во-вторых, осторожно протёр мою рану проспиртованной ваткой. Интересно, что Мусик очень быстро вышел из спячки. Настоящий богатырь!
– Повезло коту, глаз не задет, а лобная кость крепкая. Но он тоже должен какое-то время быть под наблюдением, – комментирует Адам.
«Чувствую себя волшебником!»
– Ветеринарного врача называют доктором молчаливых пациентов. Понятно, что корова мычит, кошка мяукает, но они не говорят на человеческом языке и не могут конкретно объяснить, где болит, что беспокоит. Как установить контакт с животными? – поинтересовалась я.
– Работать надо с холодной головой, без эмоций, нервов. Животное чувствует, что ты его боишься, когда ты зол, когда расслаблен. Поэтому никого не видишь, не слышишь, есть только ты и зверь: он чувствует твою силу, и даже какой-то гипноз получается. При этом надо действовать оперативно. Тот же укол поставить – быстро, но правильно. Будешь медлить, животное может нанести травму либо тебе, либо себе: начнёт двигаться и иголка может повредить какой-нибудь нерв или сосуд. Это у медиков так бывает: человек пришёл на процедуру, лёг и расслабился, а врач аккуратно ставит укол. У нас такого не получается. При этом ты должен быть собранным, чтобы вовремя увернуться от удара копытом или острых зубов. Злиться в ответ нельзя, животное живёт инстинктами, и оно не виновато, что на боль отвечает такой реакцией. А ещё они тоже умеют выражать свою благодарность. Бывали случаи, когда корова мучается и никак не может растелиться, и я понимаю, что кроме меня никто не поможет, и если не спасу плод, то и мать придётся пустить под нож. Поэтому, вытаскивая телёнка, спасаю две жизни – его и матери. В такие моменты чувствуешь себя немножко волшебником, – признался в ответ Висурханов.
Добрый доктор Айболит
Академик Павлов писал: «Врач лечит человека, ветеринар – человечество». Своим трудом эти специалисты обеспечивают охрану здоровья животных, стоя на страже здоровья человека. Если вет-врач не станет выполнять свой профессиональный долг в полном объёме, то у медработников появится чересчур много работы. А ещё ветврач – это не просто профессия, это призвание. Проверено.
Фото: Елена Данильченко