Небольшая избушка, жар от углевыжигательной печи «Горыныч-80», рабочие, похожие на богатырей, свежий воздух, лес рядом – описание пиролизного завода в Сорочкинском сельском поселении похоже на начало сказки. Действительно, когда попадаешь на территорию завода, возникает ощущение, что тут происходит что-то волшебное.
– Я всю сознательную жизнь занимался лесом, – объясняет выбор направления деятельности предприниматель Владимир Афанасьевич Шмелёв. – А в нашем районе находятся большие запасы некачественной, то есть низкотоварной древесины, которая никак не обрабатывается. Сейчас у нас на заводе экологически чистый процесс, полную переработку древесины делаем, производим уголь.
Первое, что замечаешь, оказавшись на территории завода, – специальная установка, большая печь с пылающим внутри огнём, электрический колун, с лежащими рядом чурками. Лес в производстве используется только берёзовый. Сначала чурки отправляются на электрический колун, потом уже порубленные укладываются в специальные бочки, а бочки ставятся в печь. Их у завода на данный момент две. Там бочки участвуют в двух процессах – сушке и непосредственно пиролизе (термическом разложении соединений). Этот процесс занимает до шести часов в зависимости от расположения бочек. После пиролиза бочки вынимаются из печи и ставятся в песок, где остывают. Далее идёт фасовка по специальным мешкам. Суточная производительность завода составляет 15–17 куб. м.
Всё оборудование, установленное на заводе, – новое, закупали в соседних областях. Руководителю пришлось воспользоваться кредитными деньгами, чтобы поставить производство «на ноги».
Сейчас работа на заводе не прекращается в любую погоду, «Горынычу» и дождь, и снег нипочём. Процесс по большей части автоматизирован: дрова подготавливаются с помощью электрического колуна, бочки перемещает по территории специальная установка. Основная нагрузка у работников остаётся на первом и последнем этапе – разделке дров и фасовке готового древесного угля по мешкам. После фасовки у рабочих на коже слой угольной пыли остаётся: всё лицо и руки чёрные.
Со сбытом продукции у завода проблем нет: ещё до введения в эксплуатацию был изучен рынок и заключены договоры. Работают с юридическими лицами, которые используют уголь в цветной металлургии. Поэтому и поставки у завода только оптовые, в основном в город Каменск-Уральский Челябинской области. Мелкой фасовкой и реализацией населению на предприятии пока не занимаются. По словам В.А. Шмелёва конкуренции по объёмам производства и качеству в районе и области у сорочкинского завода нет.
Пока на заводе работают четыре человека, все из нашего района. Планируется трудоустроить ещё 5-6 человек.
– Я раньше вообще понятия не имел о такой технологии, – рассказывает оператор завода Евгений Жуков. – Обучался на месте. Теперь на работу, как на праздник иду!
Владимир Афанасьевич характеризует его как ответственного сотрудника, не допускающего сбоев в работе и знающего весь процесс. От добросовестности работников и зависит судьба любого предприятия – важно не только участие руководителя в деятельности завода (а оно настолько плотное, что В.А. Шмелёв нередко и сам ходит покрытый угольной пылью), но и желание сотрудников трудиться, интерес к своей работе. В будущем руководство завода собирается благоустроить территорию, обеспечить для сотрудников все необходимые условия. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о месте, где можно будет хорошенько умыться и привести себя в порядок после трудовой смены. А для дальнейшего развития производства будет поставлена ещё одна пиролизная печь, организована работа пилорамного цеха.
• После пиролиза бочки вынимаются из печи и ставятся в песок, где остывают.
Фото: Иван ГОРБУНОВ