В условиях решения стратегических задач, коими являются модернизация и инновационное развитие образования, важнейшей обязанностью школы является воспитание инициативных, способных творчески мыслить молодых людей.
Об итогах прошлого учебного года и задачах на предстоящий рассказывает начальник управления образования А.А. Сафрыгин.
- Александр Анатольевич, через несколько месяцев завершается год, на который учительство возлагало определенные надежды. По вашему мнению, они оправдались? Что Вы считаете наиболее существенным в совершенствовании системы моральных и материальных стимулов поддержки?
- В районе разработан план мероприятий по проведению Года учителя. Значительная часть его уже выполнена. Все мероприятия в первую очередь были направлены на укрепление авторитета и повышение социального статуса педагога.
В то же время мне хотелось бы сделать акцент на том, что Год учителя - это не время, когда нам обязательно должны дарить подарки, хвалить нас, славить. Год учителя позволяет не только уточнить стратегические образовательные ориентиры, но и сделать анализ результатов деятельности каждой школы, каждого педагога, это время, когда мы, все общество в целом, должны задуматься о том, что сегодня нужно школе, что, может быть, нужно поменять. Как подчеркнул Президент Д.А. Медведев, Год учителя – это удобный повод дать старт инновациям, которые давно необходимы нашей школе.
- Прием первоклассников в нынешнем году на уровне прошлого. Да и в целом изменения в контингенте не очень существенны. Как этот демографический показатель будет изменяться в последующие годы?
- Первого сентября за парты сели 2664 ученика, что на 49 меньше, чем в прошлом году. Впервые порог школы перешагнули 287 первоклашек. Это самый высокий показатель за последние восемь лет. Демографический спад мы преодолеваем. По прогнозным показателям, в последующие годы контингент учащихся будет увеличиваться, хотя прирост будет незначительный.
- Какие изменения на начало 2010-2011 учебного года произошли в школьной сети?
- Довольно существенные. Основными причинами стали: снижение контингента учащихся, проблема кадрового обеспечения, ветхость зданий. Ушаковская средняя школа преобразована в основную, Касьяновская основная - в начальную, закрыта Ишаирская начальная школа.
- Как Вы оцениваете готовность школ к началу нового учебного года?
- Все образовательные учреждения района готовы. Межведомственная комиссия подписала акты готовности учреждений без замечаний. Школы провели текущий ремонт зданий, котельных, имеется необходимый запас топлива. Созданы все условия, чтобы ничто не омрачило настроение школьников и учителей.
- Образование от других сфер деятельности всегда отличалось многообразием и сложностью решаемых задач. Какие из них значатся приоритетными в 2010 – 2011 учебном году?
- Цели и задачи деятельности муниципальной системы образования соответствуют стратегическим целям государственной политики в области образования, сформулированным в проекте современной модели образования на период до 2010 года и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Приоритетные из них: переход на новые федеральные государственные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников.
С 1 января вводится в действие новое положение об аттестации педагогических и управленческих кадров. Продолжится процесс перевода образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы. Важная роль отводится дальнейшей информатизации образовательного пространства. Все эти задачи необходимо решать сообща, наступательно и динамично.
- Характеризуя школу будущего, президент считает необходимым вовлечь школьников в исследовательские проекты и творческие занятия. Как планирует управление образования организовать в нынешнем году работу в школах по развитию творчества, инициативы?
- Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся стоит особенно актуально. Каждая общеобразовательная школа обязана поддерживать творческую среду, обеспечить возможность самореализации учащихся. Для этого нам предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся (ученические портфолио), шире использовать возможности электронных образовательных ресурсов и дистанционного обучения. Указанные направления работы должны найти отражение в финансово-экономических механизмах и новой системе оплаты труда преподавателей. Главное – заинтересовать ребят в выполнении исследовательской работы и выявить интересующую их проблему. Нельзя забывать и о профессиональном развитии педагогов с использованием современных телекоммуникационных ресурсов.
- «Наша новая школа» самое пристальное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья школьников. Какими путями и средствами будет решаться эта задача?
- Эта проблема сейчас у всех на слуху. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение и укрепление их физического и психического здоровья это дело и школы. Успешность решения проблемы зависит от многих факторов: правильной организации учебной деятельности (объема учебной нагрузки, рационального расписания учебных занятий, организации урока, учета индивидуальных особенностей ребенка), сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания, включающего своевременную диспансеризацию, спортивных занятий, в том числе внеурочных, реализации профилактических программ, обсуждения с детьми вопросов здорового образа жизни, соблюдения санитарно-гигиенических норм и техники безопасности. Эти направления деятельности педагогических коллективов лежат в основе организации здоровьесберегающего учебного процесса.
- Сейчас все больше внимания уделяется независимой проверке знаний школьников. Инициативой «Наша новая школа» уже в 2010 году предполагается расширить список документов, характеризующих успехи каждого ученика. Как будет отслеживаться уровень качества преподавания и уровень знаний школьников?
- Что касается документов, характеризующих успехи каждого ученика, здесь речь идет о широко пропагандируемой идее портфолио или, как говорит министр образования А. Фурсенко, - некоем общем паспорте. Ребенок складывает свои грамоты, сертификаты и иные документы, характеризующие его учебную и внеурочную деятельность, в одну папочку. Наверное, будет так, что при равных баллах предпочтение отдадут абитуриенту с более впечатляющим портфолио. Но проблема в том, что эта процедура пока никак не регламентирована.
Президентом России А.Д. Медведевым были предложены новые требования к качеству образования. В частности, планируется независимая проверка знаний школьников при переходе из четвертого в пятый и из девятого в десятый класс. Данная идея сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе. Наш регион уже участвует в эксперименте по независимому оцениванию знаний девятиклассников. Вместо внутришкольных комиссий, которые раньше проверяли контрольные работы по русскому языку и алгебре, решено организовать межшкольные, состоящие из преподавателей разных образовательных учреждений. Для проведения экзаменов планируется привлечение преподавателей начальных классов.
- Ваши пожелания коллегам накануне Дня учителя.
- Прежде всего хочется сказать огромное спасибо всем педагогам района за каждодневный труд, за преданность профессии, за творческий поиск и стремление совершенствоваться и двигаться вперед. Поздравляю всех с Днем учителя! От всей души желаю коллегам благополучия, здоровья, новых творческих побед и благодарных учеников!
Ишмухамет ГАЙСИН