Единый государственный экзамен является пока единственным мерилом освоения существующего стандарта среднего образования. Споры по поводу степени его полноты и объективности в оценке качества работы образовательного учреждения продолжаются до сих пор и, вероятнее всего, будут длиться долго. Как бы то ни было, оценка уровня преподавания предметов учебного плана и оценка работы школы, что, по сути, одно и то же, дается именно по этому показателю.
В 2014-2015 учебном году в число более популярных предметов по выбору вошли биология (ее выбрали 34 человека), обществознание (56), уменьшилось количество выпускников, отдавших предпочтение физике (26 против 34 в 2013-2014 учебном году). В числе менее предпочитаемых по-прежнему английский язык (2 чел.), информатика и ИКТ (1), химия (7).
Итоги нынешнего учебного года позволяют предположить, что активная популяризация рабочих профессий не могла не отразиться и на ЕГЭ. «Найти работу сейчас просто, если ты специалист. Надо, чтобы молодежь понимала: главная задача – получить специальность, которая тебя будет кормить, а не просто получить диплом о высшем образовании. К сожалению, у нас полно менеджеров, юристов, которые вообще не востребованы на рынке труда», – говорит председатель комитета по социальной политике Тюменской областной думы В. Столяров («Тюменские известия» № 140, 2014 год).
Для поступающих в средние специальные учебные заведения достаточно знать математику на базовом уровне. Вероятно, поэтому 62 одиннадцатиклассника математику профильного уровня сдавать и не пытались. Что касается знаний выпускников на базовом уровне (за курс основной школы), то результаты вполне приличные: 97,3 процента общая успеваемость (только двое из 148 не смогли подтвердить этот уровень) при качественной 63,5 процента. А у выпускников шести школ (Казанской, Юрминской, Шестовской, Вагайской, Супринской, Зареченской) качественная успеваемость составила от 70 до 100 процентов.
Чтобы стать студентом вуза, по этому предмету нужны знания не ниже уровня профильного (за курс средней школы). Из 86 одиннадцатиклассников 16 школ, сдаваших математику этого уровня, многие получили «незачет». Избежали этой участи выпускники только Казанской и Юрминской школ (математику этого уровня сдавали по одному выпускнику из каждой из них). Таким образом, из 148 одиннадцатиклассников реальную возможность стать студентами вузов, в которых математика является профилирующим предметом, имеют только 46 человек.
Экзамен по русскому языку сдавали 150 человек, в том числе два выпускника прошлых лет. С удовлетворением можно констатировать, что ЕГЭ нынешнего года по этому предмету существенного лучше ЕГЭ – 2014. Из 17 средних школ отрицательная динамика только в четырех из них. Итоги ЕГЭ – 2015 свидетельствуют о том, что русским языком лучше владеют выпускники национальных школ – Казанской, Тукузской, Карагайской, Юрминской, их знания оценены баллами, существенно превышающими среднерайонный показатель. При среднем по району балле 55,9 показатели этих школ таковы: Казанская средняя школа – 65, 8; Карагайская – 58,1; Тукузская – 69 и Юрминская – 74,2. Баллом выше среднерайонного оценены знания выпускников Дубровинской (56,2), Куларовской (58,5), Супринской (61,5), Шестовской (58,8) школ.
Что касается экзаменов по предметам по выбору, вполне логично было бы ожидать по ним более привлекательных результатов, чем по предметам обязательным. Основательные знания по биологии показали выпускники Шестовской (76,5 б. при среднерайонном показателе 41,3), Дубровинской, Зареченской (по 49,3) школ. По обществознанию средний балл выше районного показателя у выпускников Дубровинской, Зареченской, Казанской, Карагайской, Шестовской, Юрминской, Тукузской школ. Из 26 выпускников, сдававших экзамен по физике, чуть менее трети (10 чел.) – это вагайские школьники, причем результаты их лучшие в районе (учитель Карабанова Надежда Александровна).
К сожалению, итоги экзаменов в целом по району по предметам по выбору прошли не столь гладко, как в упомянутых выше школах. И 56 сдававших обществознание 13 (!) выпускников не смогли показать тот минимум знаний, который позволил бы поставить им по этому предмету «зачет», трое из семи одинннадцатиклассников «провалили» химию, из 26 сдававших физику двое получили «незачет», из 34 одиннадцатиклассников, избравших биологию для сдачи экзамена по этому предмету, 15 не могли преодолеть минимальную планку. «Незачет» по предмету, являющемуся профильной дисциплиной при поступлении в вуз, исключает возможность поступления в это учебное заведение. А это значит, что получить специальность, которая бы не только кормила, но в то же время была бы по душе, у этих ребят будет отложена на неопределенное время.
Что касается обязательных атрибутов ЕГЭ – видеонаблюдение в аудиториях, штабе пункта проведения экзамена, участие в работе федерального инспектора, ручные металлодетекторы – все это имело место быть и в нынешнем году. ЕГЭ прошел без нарушений, удалений с экзаменов.
Еще один приятный для района показатель. В последние годы количество выпускников постоянно уменьшалось: с 344 одиннадцатиклассников в 2007-2008 учебном году до 137 в 2013-2014-ом, то есть за семь лет снижение произошло почти на 250 процентов. В нынешнем же году отрицательный ход развития этого явления приостановился: в сравнении с прошлым учебным годом количество выпускников увеличилось на 12 человек.