Медиакарта
0:47 | 31 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«У природы нет плохой погоды…»

10:09 | 29 августа 2015
Источник: Трудовое знамя

Признаюсь, уважаемые читатели, что за несколько лет работы в редакции я ни разу не была на Сладковской метеостанции. Как-то не приходилось. Проезжая мимо неприметного маленького домика по улице Рабочей, всегда задумывалась: «Что там внутри? Интересно ли? Чем занимаются местные метеорологи?». И на днях мелькнула мысль: «А что если примерить их профессию на себе…». Примерила. Проверила. Впечатлило, скажу я вам.

СРЕДИ ФЛЮГЕРОВ, ТЕРМОМЕТРОВ, СТАНКОВ

…Погода выдалась нестабильная. В день моего посещения то пригревало солнышко, то вдруг небо затягивалось тучами, хмурилось, начинался ливень. А затем снова – ясно. Даже комары начинали летать над промокшей августовской травой.

– Здравствуйте, я из газеты, хотелось бы побеседовать с Вами о профессии, в которой трудитесь не один год, – захожу на станцию.

– А мы Вас ждём, проходите, расскажем, покажем, – с улыбкой встречает меня начальник Т.В.Бессарабова.

Вместе с Татьяной Валентиновной оказываемся на огороженной метеорологической площадке.

– Каждые три часа записываем все показатели. С чего начинаем? Смотрим на небо, определяем, какие сегодня облака. Например, сейчас примерно 9 баллов, – льётся рассказ моей собеседницы.

– А что это означает? – задаю вопрос.

– Насколько небо затянуто тучами. Вот, видите, небольшие просветы, не полностью тёмное? Значит, баллов меньше, – отвечает Т.В.Бессарабова.

А далее… Я просто не успевала переваривать информацию, казалось, мой диктофон кое-как, буквально «взахлёб», записывает необычные названия на латыни, различные термины.

– Верхний ярус облаков – цирусы, они самые высокие, средний ярус – альтастратусы, альтакумулюсы. Нижний – стратусы, опакусы. Потом определяем видимость. Обратите внимание, берёзовый колок неподалёку хорошо просматривается. Значит, видимость хорошая. Самый дальний объект – лес в десяти километрах отсюда. Так можно определить интенсивность дождя, густоту тумана. Здесь у нас – психрометрическая будка. Открываем её – в ней сухой и смоченный термометры. Измеряем влажность воздуха. А вправо можем заметить почвенные термометры, показывают температуру почвы (кстати, она всегда выше, чем у воздуха, земля лучше прогревается ещё и потому, что чёрный цвет притягивает солнечные лучи). А тут – осадкомерное ведро. Рядом – гололёдный станок. Вот просто тонкие железные прутья. Увидели на них изморозь, подходим, снимаем рукой на участке в 20 см, измеряем диаметр куржака. Через полтора часа смотрим, нарастает или нет. Ещё на площадке есть высокий флюгер, определяем скорость и направление ветра, – Татьяна Валентиновна проводит для меня экскурсию, со знанием дела говоря о своей работе.

Кроме всех этих приспособлений, имеются и приборы АМК – автоматического метеорологического комплекса. То есть техника пришла и сюда, специальная компьютерная программа «считывает» погодные параметры. Только не природные явления. Это техники-метеорологи выполняют вручную.

Потом начальник подводит меня к каким-то загадочным железным серым «ящикам». Что это интересно?

– Открываем и видим круглое стекло, под ним – лампы, с их помощью прожектор определяет высоту нижних облаков, – поясняет Т.В.Бессарабова.

«НАБЛЮДАЕМ, ЗАПИСЫВАЕМ, «ШТОРМИМ»

– У нас есть целый атлас облаков. Видите, на фото голубое небо и высокие перистые облака? Они не предвещают дождь, при них ясная погода. Когда облака снижаются, они становятся плотнее (нимбостратусы). Вот тогда идёт ливень, причём, обложной, – листая брошюру, уже в кабинете говорит Татьяна Валентиновна.

Кроме неё, на станции работают ещё три техника-метеоролога. А также агротехник, который бывает на полях, наблюдает за фазами роста растений. Трудится и гидролог. Два раза в день он посещает озеро Пресное, летом измеряет уровень воды, её температуру, зимой – толщину льда. Осенью наблюдает забереги.

– Иногда смотришь прогноз погоды, например, в Интернете, а он не совпадает с действительностью. Почему? – интересуюсь я.

– Это, скорее, вопрос к синоптикам, к тем, кто прогнозирует. А мы лишь наблюдаем и передаём информацию в Омск, в Обь-Иртышское управление гидрометеослужбы, – улыбается Т.В.Бессарабова.

По данным АМК в компьютерной программе составляется телеграмма, которая затем отсылается в управление. И так каждый день. Ошибок, неточностей быть не должно!

…На столе в кабинете замечаю текст со штормовым предупреждением: ночью ожидаются заморозки. На мой вопросительный взгляд Татьяна Валентиновна отвечает:

– В таких случаях звоним в разные службы. Предупреждения идут о сильном ветре, морозах, дожде, тумане. Оповещаем полицию, МЧС, коммунальное хозяйство, отдел образования и другие.

ОДНА ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОФЕССИЙ

– Я тридцать пять лет тружусь на Сладковской метеостанции. Пришла и осталась. Профессия моя очень интересная! Работаем круглосуточно. Через каждые три часа записываем данные и передаём в Омск и Тюмень. То есть в тех прогнозах погоды, которые видят люди в разных источниках, есть наша заслуга (улыбается). Раньше не было компьютерной программы. Сейчас труд облегчён, конечно. Но всё равно мы напрямую работаем с природой, постоянно словно ощущаем на себе все погодные параметры. Школьники часто здесь бывают, проводим для них экскурсии. Им нравится!

С чего начинается выход из дома обычной женщины? Мы осматриваем себя в зеркало, направляемся на улицу, по пути ещё раз окинув одежду, обувь внимательным и пристальным взглядом: всё ли в порядке? Метеоролог – не совсем обыкновенная женщина. Она ступает на утреннее крыльцо и… смотрит в небо! Таааак, облака, их высота, баллы, скорость ветра… Получается автоматически, потому что каждая профессия накладывает свой отпечаток. Метеорология – свой, особенный, неразрывно связанный с природой. Проверено.

Фото автора

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО