Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы
В.А. Сухомлинский
Здоровье – одна из самых важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся являются не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
Идея здоровьесбережения учащихся проходит красной нитью национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», федеральных государственных образовательных стандартов.
Согласно проведенному опросу для сохранения и укрепления собственного здоровья половина школьников Вагайского района готова вести здоровый образ жизни. Основным фактором, влияющим на здоровье, 27 процентов учащихся назвали правильное питание. Действительно, правильная организация питания школьников может помочь в решении многих проблем в укреплении их здоровья, что тем более важно в подростковый и юношеский периоды.
В 2014-2015 учебном году с целью формирования культуры школьного питания, улучшения его качества в образовательных учреждениях района проводились тематические мероприятия и конкурсы. Так, в рамках областной программы «Здоровье на 5+» в нашем районе с февраля по апрель 2015 года проходил муниципальный этап третьего областного фестиваля – конкурса детских тематических проектов «Питание и здоровье». В фестивале приняли участие авторы тематических проектов (дети, родители и педагоги) образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.
Коллективный проект Юрминской средней школы «Мое здоровье в моих руках» получил высокую оценку как на муниципальном, так и на областном уровне как результат эффективной профессиональной деятельности педагога с детьми, инициативы и самостоятельности детей, отражения интегрированного подхода в обучении. Призерами районного фестиваля стали учащиеся четвертого класса Куларовской школы Таулетбаева Карина, Москалева Виолетта и учащаяся третьего класса Тукузской школы Ибукова Дианира.
Хочется отметить, что в ходе проведения этого фестиваля детьми были выбраны серьезные темы для исследования, касающиеся проблем питания: «Эти полезные каши», «Здоровое питание из сибирского леса», «Хлеб – всему голова», «Морепродукты на нашем столе», «Чудо – творог». Дети заинтересовались отношением к собственному здоровью, познакомились с навыками здорового образа жизни, выявили и определили вредные и полезные для себя продукты.
Сертификат за участие в муниципальном этапе фестиваля – конкурса тематического проекта «Питание и здоровье» был вручен следующим школьникам: Филиппову Жене (1класс), Раимбакиеву Зуфару (3 класс), Мугайминову Артему (2 класс) – Вагайская средняя школа; Абубакировой Э. (4 класс), Рябикову М. (4 класс) – Второвагайская средняя школа; Берген Егору (2 класс) – Бегишевская средняя школа; Малькову Диме (4 класс) – Дубровинская средняя школа; Айтмухаметову Денису, Айтмухаметову Марату, Айтбаевой Розалие (все четвероклассники) – Карагайская средняя школа; Южакову Сереже (4 класс) – Птицкая средняя школа; Колычевой Тане (3 класс) – Черноковская средняя школа.
С целью совершенствования системы школьного питания в образовательных учреждениях 13 из них приняли участие в районном конкурсе «Лучшая школьная столовая – 2015». По результатам трех этапов победителем этого конкурса стала Птицкая средняя школа, второе место заняла Юрминская средняя и третье – Первомайская средняя школы.
По состоянию на конец учебного года все школьники Вагайского района были охвачены горячим питанием. Не остались без внимания дети из малообеспеченных семей. 1618 школьников этой категории, что составляет 60 процентов от общей численности учащихся школ района, в школьных столовых пользуются 100 – процентной льготой. 73 ученика с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам, обеспечены в школе двухразовым горячим питанием.
По данным мониторингового исследования, проведенного управлением образования, 93 процента учащихся от общего их количества оценивают школьное питание на «хорошо» и «отлично». 95 процентов опрошенных родителей, которые также приняли участие в мониторинге, удовлетворены качеством питания в школе. По сравнению с аналогичными исследованиями прошлых лет количество неудовлетворенных школьным питанием снизилось на 13 процентов.
Из условий, наиболее важных для здоровья, большая часть школьников называет регулярные занятия спортом (38 процентов мальчиков и 25 процентов девочек). Для этого в образовательных учреждениях Вагайского района ведется целенаправленная работа по привлечению максимального количества детей к физкультурно – спортивным мероприятиям. В 2014 году в спартакиаде учащихся приняли участие 20 образовательных учреждений, ею было охвачено 445 учащихся. По итогам соревнований по восьми видам спорта первое место присуждено Вагайской школе, второе – Зареченской и третье – Дубровинской. Кроме спартакиады, школьники активно участвуют в Президентских состязаниях и Президентских играх.
В 2015-2016 учебном году будет уделено большое внимание внедрению комплекса ГТО. На протяжении всего учебного года учащиеся будут сдавать нормативы ГТО, а результаты фиксироваться в протоколах. В апреле – мае на базе Дворца спорта в с. Вагай будут проходить тестирование те учащиеся, которые желают сдать нормативы этого комплекса. По результатам теста им будет вручен знак соответствующего качества – золотой, серебряный или бронзовый
Первыми в продвижении этого новшества в нашем районе и участниками фестиваля Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса ГТО стала команда Дубровинской средней школы (преподаватель В. Г. Орлов). Восемь учеников этой школы сдали нормативы ГТО в г. Тюмени и получили бронзовый знак отличия. Кроме того, они награждены дипломом второй степени в конкурсе на лучший проект по продвижению в образовательные учреждения комплекса ГТО.
С целью пропаганды здорового образа жизни все учащиеся района с 8 по 12 апреля принимали участие в областном профилактическом марафоне «Тюменская область – территория независимости», направленном на профилактику употребления психоактивных веществ. Во многих школах в эти дни проводились утренняя зарядка «Областной заряд бодрости», а во время учебных занятий – информационные пятиминутки о здоровом образе жизни.
Все перечисленные оздоровительные мероприятия – физкультминутки и физкультпаузы на уроках, занятия физической культурой на свежем воздухе, массовые спортивные мероприятия, школьные спортивные секции, контроль за факторами внутришкольной среды (освещенность, микроклимат), обеспечение образовательных учреждений мебелью, соответствующей ростовозрастным особенностям детей и отвечающей требованиям санитарно – гигиенической безопасности, широкая просветительская работа с детьми и их родителями по пропаганде здорового образа жизни – привели к положительным результатам в состоянии здоровья детей.
Согласно проведенному управлением образования анализу состояния здоровья учащихся, а также данным профилактических осмотров, проведенных в 2014 году и опубликованных в «Бюллетене о состоянии здоровья детей и подростков в Тюменской области», среди отклонений в физическом развитии наибольший удельный вес имеют следующие из них: нарушение осанки, снижение остроты зрения, сколиоз. По частоте случаев отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, как отмечено в бюллетене, Вагайский район значится в числе более благополучных территорий: со сколиозом – 10-е место, с понижением остроты зрения – 17-ое, с нарушениями осанки – 20-ое. К сожалению, количество детей, страдающих заболеваниями желудочно – кишечного тракта, по-прежнему остается достаточно высоким.
В сравнении с предыдущим учебным годом увеличился индекс здоровья детей (количество неболевших за учебный год) на 3, 3 процента и составил 25,6 процента от их общего количества. Кроме того, на два процента увеличилось количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к первой группе, на 2,7 процента – ко второй, на четыре процента снизилось количество детей, отнесенных к третьей группе.
Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения психолого – педагогических, медицинских и социальных проблем современного образования, формирование у школьников навыков здорового образа жизни достигается посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе. Не только достижение количественных показателей, но и качественное изменение здоровья детей должно стать правилом нашей жизни.