Медиакарта
16:18 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хозяйка салона

11:52 | 02 сентября 2015
Источник:

ДОСЬЕ. Елена АЛИМКУЛОВА. Родилась в 1967 г. в г. Мубарек в Узбекистане. Окончила СПТУ №9 в Украине, получила специальность мастера по пошиву детского платья. В 2015 г. в конкурсе профессионального мастерства кондукторов в ПАТП №1 заняла второе место.

Променять личные авто на общественный транспорт массово тюменцы пока не готовы. Хотя городские власти к этому очень стремятся. Выделенные полосы, удобные современные автобусы, новые маршруты - делается много. Но сколько бы новшеств ни предлагали специалисты, часто удовлетворенность пассажиров зависит от тех, кто работает на маршрутах.

Среди кондукторов автобусов недавно провели даже конкурс профмастерства. Елена АЛИМКУЛОВА, кондуктор ПАТП № 1, первой в конкурсе не стала, но пассажиры маршрутов, на которых она работает, считают лучшей только ее, о чем регулярно с благодарностью сообщают начальству. О тюменцах, не знающих свой город, о пассажирах, которым нужно излить душу, а также о том, почему юмор - лучший помощник, наш с ней разговор.

С юмором

- Я свою работу сложной не считаю. Как по мне, так это самое простое из того, что мне когда-либо приходилось делать. Я бывший работник военкомата. Знаете же, что такое призывники? Каждого надо пропустить, на каждого дело завести... Начинала делопроизводителем, закончила помощником начальника секретной части. Потом Советский Союз развалился, поменялись законы, и меня позвали в газовую промышленность. Было это в Узбекистане. А когда обучение в школе перевели на узбекский язык, я решила уехать. Сыну на тот момент было уже 12 лет, не переучиваться же ему?! Я продала свою четырехкомнатную квартиру всего за 700 долларов и уехала в Россию - сначала в Калужскую область, потом в Ессентуки и, наконец, в Тюмень. И посудомойщицей была, и дворником. И возле паспортного стола ночевала, чтобы гражданство получить. Я прошла все - только крепче стала. А к профессии кондуктора давно присматривалась, хотелось увидеть ее изнутри.

- И что изменилось, когда посмотрели изнутри?

- Поняла, что быть кондуктором - это не просто пройти по салону, собрать деньги и отдать билеты. Нет, всем надо все объяснить: не все же пассажиры местные. Хотя и местные-то, в принципе, не особо свой город знают.

- Насколько я знаю, на некоторых автобусных маршрутах в прошлом году даже запускали автоматический экскурсовод, рассказывающий о достопримечательностях города. Вам в таком работать приходилось?

- Да, обычно такой экскурсовод включается, когда мы проезжаем мимо Аллеи кошек, Спасской церкви и так далее. А иногда я и сама, бывает, что-то рассказываю (смеется). Говорю: «Уважаемые пассажиры, обратите внимание, какой красивый у нас мост Влюбленных. Три раза пройдете - обязательно влюбитесь». Естественно, у всех сразу поднимается настроение, люди улыбаются.

Многие заходят с детьми. Если все места заняты, я беру ребенка и подсаживаю к кому-то из пассажиров со словами: «Можно, я к вам соседку подселю?» Понимаете, надо с юмором. Иначе, если неправильно выбрать тон, люди сразу это почувствуют и по-другому будут относиться к твоим словам.

Чем помочь?

- Пассажиры такому кондуктору не удивляются?

- Удивляются. Заходит в автобус человек, а я ему: «Доброе утро!», «Добрый день» или «Добрый вечер!». У пассажира - глаза на лоб. Ну, говорит, это что-то из мира фантастики. А я считаю, что это нормально - поздороваться с человеком. Вы же пришли ко мне, я как хозяйка салона, вас встречаю, чтобы у вас было хорошее настроение, и вы доехали до пункта назначения без приключений.

Вот сейчас я, например, работаю в автобусе, который ходит до аэропорта. И я понимаю, что от нас зависит первое впечатление о Тюмени. Человек выходит из самолета и еще не уверен, как же его встретит город. И тут я: «Доброе утро, присаживайтесь, пожалуйста!» Человек может выдохнуть: город Тюмень его принял хорошо. А потом я спрашиваю: «Может, кого-то интересуют какие-то вопросы?» И тут начинается опрос: как доехать сюда, а как - туда. Когда мои пассажиры выходят, говорят: «Спасибо большое! Нам было очень приятно с вами ехать!» У меня, кстати, есть благодарственное письмо от жителей Утяшево - так приятно было его получить, даже не думала, что я своей работой могу людям радость приносить.

- А сами-то пассажиры, наверное, не очень вежливые?

- Гости города - более вежливые. А тюменцы, может, просто жизнью не довольны? Кто знает, может, у кого-то зарплата маленькая, у кого-то муж ушел. Сама не знаю, почему, но они мне все о себе рассказывают. Недавно вот был случай. Женщина села в автобус, что-то рассказывает. Ну и я, естественно, поддержала разговор - вместе же едем. А еще одна женщина рядом сидит и плачет. Спрашиваю ее: «Почему плачете? У вас что-то случилось?» А она говорит: «Нет, просто слушаю вашу беседу и плачу. Это ваша знакомая?» Я говорю, мол, нет, первый раз ее вижу. Тогда женщина удивляется: «А почему она тогда вам сейчас всю свою жизнь выложила?». Я только плечами пожимаю - мало ли, человеку дома не с кем поговорить.

В 4 утра - подъем

- А как, по-вашему, за последний год загруженность дорог в Тюмени изменилась?

- После открытия нового моста на Моторостроителей стало очень даже хорошо - теперь мы не стоим в пробке на Широтной и Пермякова. Потому и пассажиры стали меньше нервничать. Когда на улице жара, а ты стоишь в пробке, не помогают даже открытые окна. Пассажиры нервничают, и весь этот негатив выплескивается, естественно, на меня и на водителя. Хотя ни одного настоящего скандала на моей практике не было - я умею владеть ситуацией. От других кондукторов слышишь иногда, мол, надоели эти пассажиры. Но я считаю, если кондуктору кто-то нагрубил, значит, он не справился со своей работой.

- Наверняка жара в салоне - не единственная бытовая трудность, с которой приходится сталкиваться кондуктору...

- С погодными условиями, наверное, и связаны основные минусы нашей работы. Ко всему остальному я уже привыкла. Встаю за час до развозки, в четыре утра, так что в пять - уже на остановке. Получаю на работе терминал, лист и сумку свою, отмечаюсь в диспетчерской и жду своего времени. Выезжаем в 6 или 7 часов, зависит от графика. Заканчиваем работу тоже по-разному - можем, и в 11 или 12 часов вечера. Конечно, при таком графике мы работаем не каждый день, но я любитель экспериментировать и однажды проработала шесть дней подряд.

Вообще устроиться кондуктором не так уж сложно. Единственное ограничение - это справка об отсутствии судимости. Ее стали требовать примерно год назад, потому что были случаи воровства. Например, бывало, что кондуктор просто брал заработанные за день деньги и уходил вместе с дорогостоящим терминалом.

Я считаю: пока есть силы, надо работать! Я и своим пассажирам иногда говорю: приходите к нам. Одна женщина как-то рассуждала, куда устроить сына. Мол, водить умеет, права у него есть. Я посоветовала идти к нам. А недавно она меня встречает и говорит: «Спасибо за совет! Сын к вам на предприятие устроился».

КСТАТИ

Конкурс профмастерства в этом году в Тюмени провели впервые. Участницы подкупили жюри своей искренностью. Они пели, угощали фирменными блюдами, рассказывали о своих хобби и, конечно, демонстрировали профессиональные навыки. Лучшим кондуктором ПАТП №1 выбрали Елену Карданову, которая уже 1,5 года пишет юмористические заметки о своих рабочих буднях.

Автор: Ульяна ПЛЮСНИНА (фото Екатерины ХРИСТОЗОВОЙ)