Пассажирские перевозки в ЗАО «Автотранс» – в сфере особого внимания. Значительно обновился автобусный парк предприятия. Только за эти три года восемь новых автобусов вышли на маршруты, шесть из них работают на междугородних рейсах. Два автобуса были приобретены по лизингу. Пассажирские перевозки существуют, по большей части, за счёт областных дотаций, собственные доходы невелики. В основном, машины приобретают за счёт заработанных на перевозке грузов средств. На предприятии все направления работы взаимосвязаны. С 2014 года ЗАО «Автотранс» поддерживает районная администрация, возмещая часть затрат на приобретение автобусов. Эти средства также были израсходованы на обновление техники. Новый автобусный парк – большой плюс в период проведения торгов среди транспортных предприятий. Предпочтение отдаётся лучшим. По словам заместителя директора по пассажирским перевозкам Александра Вагнера, чтобы удержать своё положение, необходимо постоянно совершенствоваться, развиваться. В жёстких условиях конкуренции ЗАО «Автотранс» остаётся одним из лучших предприятий.
«Лакмусовая бумажка», проявляющая проблемы пассажирских перевозок, – это встречи населения жителей сельских территорий с руководителями предприятий. Александр Андреевич Вагнер отвечает на вопросы селян о работе водителей на маршрутах, рассказывает об изменениях. Ни одно обращение, жалоба или просьба людей не остаются без внимания, и, надо сказать, что вопросов, нареканий по работе становится всё меньше. Удаётся сохранить действующие маршруты во все уголки района.
В посёлке действуют три городских маршрута, которые были открыты по просьбам пассажиров. Относительно недавно маршрут №1 стал охватывать новый микрорайон на улице Пролетарской. Голосовое оповещение об остановках в автобусах тоже было установлено для удобства пассажиров и по многочисленным просьбам жителей.
– В пассажирских перевозках главное – стабильность, – отмечает А.А. Вагнер. – Люди привыкают к расписанию, чёткому графику движения. Любые изменения ведут к падению пассажирского потока.
Директор ЗАО «Автотранс» К.В. Игнатьев отметил, что главная задача транспортников – создать условия для безопасного движения на пассажирских маршрутах. Никакая конкуренция на рынке услуг не идёт в сравнение с безопасностью пассажиров. Отсюда – и обновление парка, и повышенные требования к водителям. На автобусах работают самые опытные водители с большим стажем. Одна из проблем – кадровая, которая проявит себя, когда специалисты высокого класса уйдут на заслуженный отдых, а их место займут молодые.
Автотранспортное предприятие держится на поколении мастеров, которые прошли хорошую школу. У водителей старшего поколения почти у всех открыта категория, позволяющая управлять автобусами. В былые годы Голышмановское профессионально-техническое училище выпускало водителей широкого профиля, способных водить большегрузные самосвалы и трактора, легковые автомобили и автобусы. Александр Андреевич Вагнер и сам после десятого класса поступил в СПТУ-6. Получил профессию мастера-наладчика, права тракториста 2 класса. Первый водительский опыт наработал уже в рядах вооружённых сил, в автомобильных войсках. А уже когда вернулся домой, о других путях-дорогах и не мыслил. Восемь лет работал водителем автобуса, был механиком колонны.
– Сейчас в посёлке не обучают водителей автобусов, – рассказывает Александр Андреевич Вагнер. – Обучение в автошколах Тюмени достаточно дорогое. Да и получение водительского удостоверения не даёт ещё человеку права перевозить людей. Приходят к нам водители, пробуют работать. Но не каждый, даже имеющий право на управление автобусом, сможет перевозить беспокойный этот народ – пассажиров. Многие не выдерживают жёсткого графика. Вставать нужно чуть свет, несколько рейсов за день сделать. В восемь часов вечера приходят автобусы в гараж. Кроме того, работа, связанная с людьми, требует от каждого повышенного внимания, выдержки, терпения. Чтобы водителю доверили перевозку людей на пригородных маршрутах, он должен иметь опыт не менее трёх лет, на междугородних – шесть лет.
О тесной взаимосвязи грузовых и пассажирских перевозок говорит и тот факт, что многие водители, наработав на грузоперевозках за пределами района стаж и километры дорог, возвращаются в посёлок, на рейсовые автобусы. Огромный багаж знаний и опыта эти водители могли бы передать молодым.
Фото Анатолия КУРДЕНКО