Медиакарта
16:38 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Радушный деятель», или Некоторые факты биографии Петра Ершова

08:54 | 01 сентября 2015

«Радушным деятелем» назвал Ершова его университетский товарищ А.К. Ярославцов. И был абсолютно прав. Энергия Ершова, как в молодые, так и зрелые годы, всегда была созидательной, имея оттенок сердечности, особой доброжелательности. Всё, что он сделал за свою не очень длинную, особенно по современным меркам, жизнь (1815–1869), не ушло в небытие. Продолжает скакать «Конёк-Горбунок», становятся песнями стихотворения, изучается его педагогический опыт. И сама судьба Ершова не может не заинтересовать нас, хотя нет в ней внешней эффектности и каких-то экстраординарных происшествий. Это судьба человека, который с тихим достоинством переносил все жизненные тяготы и утраты близких ему людей, несправедливые нападки критики и многолетнее замалчивание своих произведений. И сегодня, в юбилейный год Ершова, хотелось бы рассказать об основных моментах его жизни.

 Родился Пётр Павлович Ершов по старому стилю 22 февраля 1815 года в деревне Безрукова Ишимского округа Тобольской губернии. Отец – Павел Алексеевич Ершов, частный комиссар Черемшанского комиссариатства. Мать – Ефимия Васильевна Ершова, происходила из известного в Сибири купеческого рода Пилёнковых. Брат – Николай Ершов (родился 16 апреля 1813 г.). Крёстный отец – Семён Алексеевич Ершов, секретарь Ишимского земского суда. Крёстная мать – Христина Сергеевна Наливайко, жена титулярного советника. Повивальная бабка – Марфа Ивановна Непряхина, «ишимская крестьянская жена». Таинство крещения совершено в тот же день священником ишимской Богоявленской церкви Иоанном Симоновым. 

Запомнились ли безруковско-ишимские детские годы Ершову? Вряд ли. Петру было немногим более двух с половиной лет, когда случился отъезд Ершовых из Безруковой в связи с переводом Павла Алексеевича на должность частного комиссара в г. Петропавловск (этот город входил тогда в Ишимский округ), а впоследствии главу семьи будут перемещать по служебным делам в Омск, Тобольск, Берёзов и вновь в Омск.
Тем не менее место рождения будет для Петра Ершова всегда свято; неслучайно через много лет, уже будучи директором Тобольских училищ, начнёт он по просьбе безруковских крестьян хлопотать о возведении в Безруковой храма во имя Петра Столпника.
Учился Пётр вместе со старшим братом в Берёзовском и Тобольском уездных училищах, а в апреле 1827 года состоялось их поступление в Тобольскую гимназию, которую окончили они в 1830 году и тогда же уехали в столицу для продолжения учёбы. С февраля 1831-го по 13 июля 1834 года Пётр обучался в Императорском Санкт-Петербургском университете на философско-юридическом факультете. В университете он и написал своё самое известное произведение – стихотворную сказку «Конёк-Горбунок», напечатанную частично (1-я часть и зачин 2-й части) в журнале «Библиотека для чтения» в мае 1834 года. Тем же летом сказка вышла отдельной книжкой в типографии Х. Гинце и получила высокую оценку Пушкина. После университета Ершов уже как профессиональный литератор публиковал лирические стихотворения, поэму-балладу «Сибирский казак», писал оперные либретто. В 1836 году в типографии Гуттенберга отдельным изданием напечатана пьеса-«драматический анекдот» «Суворов и станционный смотритель».
Несмотря на литературное признание, Пётр Ершов вместе с матерью, тосковавшей по Сибири после утраты мужа и сына Николая, возвратился в Тобольск. Это произошло 30 июля 1836 года. Через несколько дней он вновь открыл двери Тобольской гимназии – уже как учитель. Так он вступил на педагогическую стезю, которую будет совмещать на протяжении многих лет с литературной.
Одной из важных вех личной и творческой судьбы Ершова стал 1837 год. Открылся этот год трагическим событием – смертью Пушкина, подробности которой Ершов пытался узнать у своих петербургских друзей, литераторов Е. Гребёнки и И. Пожарского. Вскоре в журнале Пушкина «Современник», изданном друзьями поэта в пользу осиротевшей семьи, было опубликовано ершовское стихотворение «Кто он?», построенное на перечислении разнообразных качеств русского языка. Олицетворением этих свойств для Ершова являлся именно пушкинский язык:
Он лёгок – как ветер пустынный;
Он тяжек – как меч славянина;
Он быстр – как налёт казака.
В нём гений
полночный державы…
О, где вы, наперсники славы?
Гремите!.. Вам внемлют века!
Летом в Тобольск прибыл цесаревич Александр Николаевич. До конца своей жизни Ершов будет вспоминать подробности появления на сибирской земле венценосного гостя. Патриотические чувства поэта всегда соединялись с его монархическими убеждениями и религиозным благоговением. Откликом на прибытие Великого Князя стали два стихотворения Ершова – «Государю Наследнику на приезд Его в Тобольск» и «Видение». В свите наследника престола находился В.А. Жуковский, с которым у Ершова в это время состоялось несколько встреч.
К другим событиям 1837 года следует отнести создание Ершовым гимназического театра (на его сцене ставились пьесы самого Петра Павловича), а также путешествия с близкими друзьями и учениками по окрестностям Тобольска, насыщенным историей, – посещение татарского селения Сузгун и одноимённой горы, древнего Кучумова городища Искер, поклонение православным святыням Иоанновского и Абалакского монастырей. Путевые впечатления вскоре «переплавятся» в художественные образы поэмы «Сузге. Сибирское предание», сюжет которой связан с эпохой завоевания Сибири русским казачеством, и путевого стихотворного цикла «Моя поездка».
В том же 1837 году Ершов создал несколько стихотворений, в которых выразил свои взгляды на поэтическое искусство и назначение поэта. В стихотворении «К друзьям» он писал:
Мир Господень так чудесен!
Так отраден вольный путь!
Сколько зёрен звучных песен
Западёт тогда мне в грудь.
Я восторгом их обвею,
Слёз струями напою,
Жарким чувством их согрею,
В русской речи разолью.
В представлениях Ершова-романтика одним из основных предметов творчества является мечта, поэт созидает в своей душе волшебный мир, согретый чувствами и оживлённый высокой мыслью. Творчество – это связь земли и неба, а поэтом является тот, кто способен уловить в сумятице быстротекущих дней высокий провиденциальный смысл.
Последующие годы жизни Ершова – это череда сменяющих друг друга горестей и радостей. Очень тяжело пережил Пётр Павлович смерть своей матери Ефимии Васильевны, наступившую 16 апреля 1838 года. Письмо к друзьям с сообщением этого события пронизано безысходностью: «Я целое лето был сам не свой», «осиротел душой и телом», «с нею схоронил последнюю из родных». Но в эпитафии, сочинённой любящим сыном и христианином, – покой и смирение:
Пускай для глаз
мрачна земли утроба,
Но ты её темницей не зови:
Она светла для веры и любви –
Благоговей пред тайной гроба
И сень могил благослови…
Эти строки сохранила М.Д. Мен-
делеева, посетившая могилу Ефимии Васильевны на Тобольском Завальном кладбище в 1840 году. С ней был и её шестилетний сын Митя – будущий ученик Ершова, а впоследствии великий учёный Дмитрий Иванович Менделеев. Две знаменитых фамилии XIX века
состояли, между прочим, в родстве – Ольга Ивановна, старшая сестра Дмитрия, была замужем за ялуторовским купцом Иваном Петровичем Медведевым, происходившим из того же тобольского купеческого рода Пилёнковых, что и Ефимия Васильевна, и являвшегося ей двоюродным братом.
Начало новой жизни Ершо-ва – женитьба на Серафиме Александровне Лещёвой 8 сентября 1839 года. Вдова инженерного подполковника с четырьмя малолетними детьми старше влюблённого в неё гимназического учителя и известного поэта на шесть лет, и она не сразу решилась вступить в новый брак. Но все препятствия были преодолены Ершовым, не считавшим в свои молодые годы семью обузой или помехой. В стихотворном приношении Серафиме Александровне в день её именин 29 июля 1840 года тема любви сопрягается с семейной темой.
…Теперь я вновь
колена преклоняю;
И вновь молюсь, мой ангел,
за тебя;
Но, полный счастия,
теперь я не страдаю,
И в звуках радостных
звучит моя мольба.
О, нет, не юноша,
волнуемый желаньем,
Здесь молится супруг,
здесь молится отец…
Как сладостен
сей двойственный венец,
Увитый счастием,
златимый упованьем!..
Отношения Петра Павловича и Серафимы Александровны, гармоничные и светлые, оказались непродолжительными. 25 апреля 1845 года Серафима скончалась от послеродовой горячки. Не осталось и совместных детей – они умирали сразу после рождения. Но падчерицам и пасынкам: Феозве, Александре, Александру, Николаю – Ершов заменил настоящего отца до конца своей жизни. Старшая – Феозва Никитична, проживавшая в Санкт-Петербурге у родственников матери Протопоповых, в 1862 году вышла замуж за Д.И. Менделеева и в своих письмах неизменно называла отчима «папенькой»; младший, Николай Никитич, безвозмездно издавал «Конька-Горбунка», материально поддерживая семью Ершова.
Вторично Ершов женился в 1846 году. Его избранницей стала Олимпиада Васильевна Кузьмина. «Я увидел её в церкви, – писал Пётр Павлович своему другу Владимиру Треборну в Петербург, – я познакомился с её родственниками, видал её у них, ездил в поле (окрестности Тобольска, место прогулок и встреч. – Т.С.) и кончил тем, что стал просить её руки. Семнадцатого июля была наша помолвка, а двадцать третьего октября – свадьба. Биография моей жены очень короткая, она дочь бедной вдовы, девушка шестнадцати лет с чудесными глазами и самым невинным сердцем…» Новое чувство стало для Ершова возвращением к жизни из бездны отчаяния, сомнений, безверия. В стихотворении «Моя звезда» он писал:
…Вдруг увитая лучами,
Мрачной ночи красота,
Воссияла пред очами
Неба новая звезда.

Очарован, околдован
Дивной прелестью лучей,
Жадно взор мой к ней прикован,
Сердце рвётся встречу к ней…

О, гори передо мною,
Ненаглядная моя!
Для меня теперь с тобою
Ночь пленительнее дня!
«Моя звезда», как и другие стихи 1846 года, – это своего рода «пик» ершовской лирики, так как все последующие годы будут отмечены уменьшением числа стихотворных образцов. По словам первого биографа и друга юности Ершова А.К. Ярославцова, Пётр Павлович «оставляет лиру для обязанностей служебных и житейских». Но, следует уточнить, не оставляет самого творчества, которое перелилось в другое русло.
В 1850 году Ершов начал работу над циклом рассказов «Сибирские вечера», впоследствии переименованных в «Осенние вечера». Написанные в максимально короткий, двухнедельный срок, «новые опыты проснувшейся музы» были прочитаны в доме декабристской семьи Михаила Александровича и Натальи Дмитриевны Фонвизиных.
Татьяна Савченкова.
(Окончание следует.)
Илл.: Пётр Ершов в юности. Художник Михаил Теребенев.

Автор: Татьяна Савченкова.