Тот день – 1 сентября 1965 года – ворсихинским школьникам Тамаре Семёновой, Светлане Герасименко, Зинаиде Селивёрстовой, Ефросинии Иноземцевой, Людмиле Александровой, Людмиле Латынцевой, Александре Зубовой, Сергею Машканцеву, Валерию Кривых, Петру Романову и Василию Беседину запомнился на всю жизнь. На торжественной линейке, посвящённой началу нового учебного года, они представляли первый выпускной десятый класс Ворсихинской средней школы. Решение о создании средней школы на базе восьмилетней было принято в 1963 году. Приказом за N 107 от 18 сентября 1963 года директор Ворсихинской средней школы – Тимофей Александрович Кирюшин. В следующем году был проведён первый набор учащихся в девятый класс. Для девятиклассников было построено новое здание. Строительство типового проекта школы затянулось на долгие годы. Коровники, птичники и свинарники в то время строили гораздо быстрее. Пять старых сосновых домов (говорили, что это были купеческие строения) вмещали восемь классов (по два комплекта), занятия проводились в две смены. К одному из этих домов пристроили спортивный зал, в другом рядом с классными комнатами работал школьный буфет. При школе был интернат для «иногородних» – детей из сёл и деревень Ворсихинского сельсовета.
Директор школы Тимофей Александрович Кирюшин сообщил на линейке, что в этом году за парты сядут 370 учащихся, из них десять – выпускники. Прошло полвека. Иных уж нет среди первых десятиклассников, другие далече… И только две выпускницы остались в родном краю, правда, переехав в другие сёла.
Попросив Тамару Воеводину (Семёнову), проживающую сегодня в с. Большое Сорокино, поделиться воспоминаниями, я почувствовала, что экскурс в далёкое прошлое вы-звал у неё ностальгию по ушедшей юности, когда самое главное было – получить среднее образование. Оно ещё не было всеобщим, но получить его в родной школе казалось престижным.
– С годами что-то стёрлось из памяти, – сказала Тамара Ивановна, – но дух того времени и до сих пор жив во мне. У нас были замечательные педагоги. С благодарностью вспоминаю уроки математики нашего классного руководителя Веры Фёдоровны Лукиной, уроки Тимофея Александровича Кирюшина, от которого мне частенько доставалось за озорство. Особенно любила уроки русского языка Людмилы Ивановны Ждановой. В том, что я до сих пор помню правила и пишу без ошибок, – её заслуга. Недавно через интернет узнала, что она жива и здорова, живёт вместе с дочерью Татьяной в городе Тобольске. Доброго ей здоровья и долголетия!
У нас были свои звёздочки в учёбе – Люда Александрова и Фрося Иноземцева, мы прозвали девчонок Софьями Ковалевскими. К сожалению, их уже нет в живых. Нет и тех учителей, кого мы любили и уважали… С мальчишками я не встречалась после школы – как-то не пришлось.
Моя жизнь складывалась по-разному. Сначала я решила стать ткачихой, получила эту специальность в калачинском училище (Омская область). Потом получила ещё несколько специальностей, пока наконец не окончила училище в Тюмени и не получила специальность швеи. Шить меня научила мама, она была хорошей мастерицей, вся Ворсиха была у неё в клиентах. Главное моё достижение – дочь Евгения. Она окончила Сорокинскую среднюю школу N 2, живёт в Тюмени, занимается бизнесом. Она генеральный директор ООО «Арт-Модус».
Вспомнила свой десятый класс и Зинаида Владимировна Морозова (Селивёрстова), проживающая в с. Осиновка:
– В следующем году исполнится 50 лет, как мы окончили Ворсихинскую среднюю школу. Я поступила в педагогический институт, но вышла замуж и учёбу забросила. Переехала в село мужа, да так и живу в Осиновке уже много лет. А родом я из Курмановки. Вместе со мной в десятый класс ходил Пётр Романов. Ходил – в буквальном смысле слова. Три километра туда и три километра – в обратную сторону. Учиться было интересно. Мне нравились уроки географии Зои Захаровны Волковой. Мир открывался перед нами во всей красе и во всём многообразии. А уроки истории Марии Васильевны Казак были настолько увлекательными, что достаточно было внимательно слушать, и к следующему уроку уже не надо было готовиться, ибо в памяти всё чётко отложилось. Нравилась физкультура. Лукин Владислав Александрович увлёк нас лыжами. Я принимала участие в школьных и районных соревнованиях. Мне нравились уроки математики Кирюшиной Авроры Сергеевны, в девятом классе она передала нас Лукиной Вере Фёдоровне, молодой учительнице из г. Ишима, которую мы тоже полюбили. Помнятся школьные вечера и диспуты. Среди нас особо талантлив был Пётр Романов – рисовал, как настоящий художник. Когда на перемене надо было сходить в буфет, мы просили Петю, он не отказывался. Класс был дружным.
У меня три дочери: старшая Ирина работает фельдшером скорой помощи в районной больнице, Ольга – адвокат, младшая Наталия – кандидат экономических наук, работает заместителем декана экономического факультета ТГУ. Наверное, это наши педагоги воспитали в нас тягу к знаниям, а мы передали её своим детям. Пока мои девочки были маленькими, часто проведали дедушку Володю и бабушку Веру в Курмановке.
К сожалению, с остальными выпускниками связаться не удалось, но известно, что каждому из них есть чем поделиться, ведь в первый девятый, а затем в десятый класс шли наиболее подготовленные выпускники восьмого класса.
Л. Латынцева и Е. Иноземцева поступили в кооперативный техникум, В. Кривых – в сельхозтехникум, П. Романов поступил в речное училище, В. Беседин – в индустриальный институт, Л. Александрова – в медицинское училище, рабочую профессию избрал Сергей Машканцев...
ШКОЛА УСТРЕМЛЕНА В БУДУЩЕЕ
За пятьдесят лет в истории школы появилось много замечательных страниц. Каждое новое поколение отмечено на этих страницах победами в учёбе, спорте, художественной самодеятельности. Многие выпускники избрали делом жизни учительство – Волковы Антонина, Леонид и Любовь, Александрова Галина, Додонова Наталья, Козар Галина, Миллер Татьяна, Молгождаровы Галина, Мария и Екатерина… Стала художником по тканям Сибирякова Александра. Гордеев Николай, Слободенюк Сергей и Степанов Игорь получили профессию в лётном училище (Игорь Михайлович по сей день «бороздит» небо над Африкой). Профессию военного выбрали Сергеев Николай и Леонид Михеев. Экономический факультет ТГУ окончили Людмила Якобюк, Вера Ваганова, в нефтегазовом университете получили профессии Ирина Александрова, Михель Андрей, Дюрягин Сергей, Владислав и Сергей Цуриковы. Сальникова Ольга окончила Челябинский институт культуры, Степанова Ирина – сельскохозяйственный институт (экономический факультет). Избрали профессию медицинского работника Людмила Александрова, Екатерина Кирсанкина, Елена Якобюк. Этот список можно продолжать и продолжать.
Ирина Александрова окончила Ворсихинскую среднюю школу с золотой медалью , нефтегазовый университет – с красным дипломом).
С серебряной медалью окончили школу Селивёрстова Ирина, Каковка Оксана, Слободчикова Олеся, Ланг Ирина, Андриенко Евгения.
Удостоен премии Ленинского Комсомола нефтяник Сергей Кайгородов, звания «За-служенный шахтёр России» –Медведев Валерий.
Под руководством федерального исследователя, доцента кафедры радиофизики Физико-технического института ТюмГУ Н.А. Ивановой учёные ТюмГУ совместно с группой нано- и микроматериалов (Nano- and Micro-material Engineering Group) Университета Лафборо (Великобритания) выполняют проект, нацеленный на решение проблемы удаления нано-частиц с поверхностей произвольной текстуры для экспериментальных приложений в условиях микрогравитации. Проект профинансирован Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Лондонским Королевским обществом и рассчитан на 2 года.
Слободчикова Олеся, окончив институт иностранных языков, получила профессию переводчика. Живёт и работает в Лондоне.
Следуя мудрости: где родился, там и пригодился, можно привести конкретные примеры. Сергей Знаменщиков и Светлана Дорощук много лет успешно трудятся в сельском хозяйстве СПК "Север", Галина Додонова работает фельдшером Ворсихинского ФАПа, Наталья Слободчикова, Леонид Волков – учителя Ворсихинской средней школы, Галина Павлова – глава Ворсихинского сельского поселения, специалисты администрации – Евгения Козар, Елена Селивёрстова, Надежда Комарова, Лариса Нестерова. Сергей Козар – руководитель СПК "Север", Ирина Степанова – специалист агропромышленного отдела администрации района, Светлана Ильченко возглавляла отдел по делам культуры, молодёжи и спорта администрации района, Сергей Цуриков – начальник НПС "Вознесенка". И этот список можно продолжать. Школа устремлена в будущее. Полвека успешной деятельности – хороший старт.
ДИРЕКТОРА ВОРСИХИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Первым директором Ворсихинской средней школы был Кирюшин Тимофей Александрович, выпускник Омского педагогического института, участник Великой Отечественной войны. Он был назначен на эту должность в 1963 году и руководил средней школой 15 лет (а вообще был директором с 1949 года). В это время складывался деятельный педагогический коллектив, был построен производственный лагерь, в котором школьники проходили производственную практику, созданы духовой оркестр, школьный хор, кукольный театр и многое другое.
С 1978 года по 1985 год директором школы работает Казак Мария Васильевна, преподаватель истории (Ишимский педагогический институт). Началась школьная реформа. Всеобщее среднее образование стало нормой. В педагогический коллектив вливались свежие силы. Среди молодых учителей были и выпускники Ворсихинской средней школы, выбравшие профессии своих наставников.
Школа отличается высоким уровнем знаний учащихся, спортивными достижениями.
В девяностые годы директорствует Неустроева Фаина Александровна (Курганский педагогический институт). Идёт внедрение новых форм в образовательном и воспитательном процессах. Школьники участвуют в районных и областных олимпиадах, добиваются больших успехов в спорте. Школа признана одной из лучших в районе. В 2002 году Фаина Александровна становится победительницей III регионального конкурса «Женщина – директор школы», получает Диплом II степени, подписанный губернатором Тюменской области С.С. Собяниным.
В новом тысячелетии к руководству коллективом в 2005 году приходит её выпускник Болдашкин Сергей Алексеевич (Свердловская ВПШ). Ему выпали реконструкция и ремонт школы, компьютеризация классов, современные технологии в образовании. На школьном небосклоне появляются новые звёзды. Им предстоит решать новые задачи, лишь отдалённо напоминающие пятидесятилетнюю давность. В добрый час!