• После торжества гости не спешат расходится, а продолжают общение.
По приданию в конце XIV века в Западную Сибирь прибыли проповедники ислама из Средней Азии. Имам Бахаутддин Накшбанд повелел своим 366 ученикам идти к реке Иртыш и обратить местное население в ислам. Путь шейхов лежал через кочевья хана Шейбана в Средней орде, который вдохновился миссией и усилил её 1 700 всадниками, сам же возглавил отряд. В результате развязавшейся религиозной войны большинство проповедников погибли. Из 66 выживших трое остались в Прииртышье для обучения местного населения вере. К их потомству принадлежат ходжи и шейхи в Тобольске, Тюмени и Таре. Остальные 63 проповедника вернулись в Бухару и доложили имаму о выполнении миссии. Сегодня ислам является официальной религией подавляющего большинства тюркоязычного населения проживающего на юге Западной Сибири, в том числе татар. Погибшие проповедники причислены к святым.
Каково отношение к миссионерам из Бухары современных мусульман? Хранят ли сибирские татары память о них? Почитают ли тех, кто занимался в далёком прошлом распространением веры, которую они ныне исповедуют? Ответы на свои вопросы я получила, побывав на религиозном обряде, прошедшем недавно в Уткарме. Поминальное торжество, посвящённое святым проповедникам ислама, здесь состоялось в доме супругов Ларисы и Саира Фахрутдиновых.
Ещё до начала мероприятия обращаюсь к хозяйке с просьбой посвятить меня в подробности, связанные с проведением обряда. Лариса говорит, что будет лучше, если я попрошу рассказать об этом сестру её мужа, которая является инициатором и организатором данного «хатыма». Флёра Сагировна начинает с предыстории:
– В нашей деревне такой «хатым» ежегодно проводила моя свекровь – Хаванур Нурмухаметовна, которая была глубоко верующим человеком. Этот наказ ей в молодости передала родственница, и она его в течение многих десятков лет строго выполняла. Хаванур Нурмухаметовна ушла в мир иной два года назад, перед смертью попросила не прерывать цепочку и продолжить это богоугодное дело. Чтобы провести «хатым» я специально приезжаю в родную деревню из Ембаево, где сейчас живёт моя семья. Проводя такие мероприятия, мы способствуем усилению почитания татарских святых, сохранению веры, мусульманских традиций, и, что немаловажно, приобщаем детей к религии. Придёт время, обязательно постараюсь передать данный свекровью наказ своим детям. Не сомневаюсь, что дочь и сыновья отнесутся к нему ответственно.
Нынешнему мероприятию предшествовало заклание жертвенного животного, что является обязательным при проведении подобного религиозного обряда. Из него готовится угощение, которое подаётся гостям во время торжества. Флёра говорит, что при жертвоприношении соблюли все необходимые правила.
Религиозный обряд начинается в назначенный час. В доме устанавливается полная тишина, мулла совершает священную молитву, обращённую Всевышнему. Коранические тексты читают ещё несколько мужчин. После организаторы мероприятия и все желающие раздают присутствующим «садака» (добровольное пожертвование в виде денег). Церемония завершается ритуальным угощением. Окончив трапезу, гости не спешат расходится, а продолжают общение, но уже в непринуждённой обстановке. Не остаётся не затронутой тема о миссионерах, занимавшихся распространением ислама на сибирской земле. Речь заходит и о местах захоронений (астане) святых проповедников, которые, согласно утверждениям старожилов, имеются близ деревень Новоуфимск и Уткарма (к сожалению, исследование этих мест не проводилось, и подлинность информации подтвердить невозможно).
Сын Флёры Сагировны Рустам рассказал, что этим летом стал свидетелем установления неподалёку от новоуфимской астаны небольшого деревянного сооружения, предназначенного для совершения молитв святым проповедникам. В ходе развязавшегося разговора со строителями узнал, что они из Ярковского района.
– Когда спросил у них, почему они это делают, ответили: «Мы оба верующие, и то, что мы делаем, это дань уважения и почитания святых, которые покоятся на здешней земле. Каждый проезжающий будет иметь возможность остановиться и совершить здесь молитву», – рассказал Рустам.
Пожилая сельчанка к рассказанному добавляет, что эти люди своим поступком заработали большой «саваб» – награду, которую даёт Аллах в следующей жизни за благие и добродетельные дела, совершённые в земной жизни.
На пороге появляются новые гости, которых хозяева очень радушно встречают и приглашают за праздничный стол. Не остаются без внимания пришедшие на торжество маленькие дети. Угощая их, взрослые не забывают рассказать, чему посвящён нынешний праздник, кто такие святые проповедники, почему их следует почитать. В доме царит особая светлая атмосфера, полная тепла, благодушия. Вера объединяет людей, наполняет души добром, светлыми намерениями, желанием творить хорошие дела. Совершая молитвы, человек становится ближе к Всевышнему, а он наделяет их своим благословением.
При подготовке статьи использована информация: сайт www.islamneus.ru
К СВЕДЕНИЮ
Тюменские скульпторы предлагают увековечить память о людях, проповедовавших ислам в Сибири, установив мемориальную композицию в их честь. Автором эскизного проекта под названием «Памятник основателям Исламской религии и татарской культуры в Западной Сибири» является член Союза художников России, тюменский скульптор Владимир Золотухин. «Я хоть и не мусульманин, но хотел бы, чтобы в Тюмени был памятник миссионерам ислама. Это уважение к истории сибирских татар, к нашей общей истории» – считает скульптор. Памятник представляет собой монументальную композицию, в центре которой расположена фигура с собирательным образом среднеазиатского шейха в сопровождении миссионеров ислама. В его руках раскрытый Коран. На заднем плане арка, символизирующая мечеть. Воплотить проект в реальность пока не удаётся из-за отсутствия финансирования.
• Астана – место для совершения молитв.
Фото: автор