Медиакарта
7:20 | 2 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

В атмосфере согревающей любви

Если меня спросят, какая погода была 14 марта год, два или три назад, я уверенно отвечу, что ясная и солнечная, согревающая. Потому что где бы я ни находился, благодарная память удивительным образом хранит важную для меня дату – день рождения любимого учителя Тамары Михайловны Крумкач, почётного работника среднего профессионального образования РФ, заведующего педагогической практикой Голышмановского педагогического училища (во время моего обучения там). Сейчас она заведует отделением по специальностям Голышмановского агропедагогического колледжа.

Все мои друзья и близкие знают, что я мечтал стать учителем с детского сада. Наверное, это призвание на всю жизнь. Даже не призвание, а образ жизни. Желанием выполнять правила, общие требования, следовать шаблонам и устоявшимся системам я никогда не отличался, с горечью признаю. Чтобы получить допуск к педагогической практике, необходима система профессионального обучения, освоения методик и технологий, отсутствие задолженностей по общеобразовательным дисциплинам и прочие формальности, которым я никогда не придавал серьёзного значения. Именно поэтому и был допущен до педагогической практики с задержкой в два месяца.

Не исключено, что эта задержка могла бы затянуться и на полгода, если бы Тамара Михайловна не взялась меня контролировать, создавая доверительную, партнёрскую, успешную среду. Все её советы по технике педагогического общения, достоверности учебного материала, наличию «запасных методических ходов», полировке обуви перед уроком отчётливо помню. Мы ещё проходили практику в базовой школе при педучилище – достаточное количество часов педагогической практики без отрыва от обучения. Трудно было представить, что через годы эта проблема станет одной из ключевых в педагогических вузах, что выпускники высших учебных заведений будут выходить на работу не достаточно подготовленными. Преимущество педагогических училищ и колледжей перед вузами в этом случае неоспоримо.

Меня всегда удивляло, что Тамара Михайловна очень просто, уважительно и доступно учит отмечать слабые и сильные места в уроках по любому школьному предмету. С житейским интеллигентным юмором. На примере Тамары Михайловны мне легко сформулировать описание настоящего интеллигента. В 2000 году она потеряла мужа. Не каждый учитель и не с каждым учеником делится таким горем. В горе человек часто теряет над собой контроль, не замечает окружающих, утрачивает чувство ответственности, желание работать. Но это не про неё.

Вспоминаю Тамару Михайловну, сидящую с карандашом над полотном расписания уроков в школах посёлка. На глазах слёзы, но при всём непонимании причин произошедшего и безысходности – достоинство, сила и собранность. Напротив Тамары Михайловны – мы с одногруппницей Оксаной Шевелёвой, одержимые желанием сердечного участия и поддержки, до глубины сердца тронутые чувством самообладания, скромности, открытости и человеколюбия любимого учителя. Наверное, ей тогда была важна наша поддержка, молчаливые взгляды и внимание, сделавшие нас ответственнее, внимательнее, добрее, взрослее. Для нас трагедия педагога стала ещё одним этапом духовного взросления.

С тех пор качества её души стали для меня индикатором интеллигентности в человеке. Каждая встреча с Тамарой Михайловной интересна и поучительна. Рассказы о Грузии, о своих сыновьях, заполнение учительской документации, составление расписания уроков, воспоминания об успехах и чудачествах студентов, творческие отчёты по педпрактике, наши дежурства по училищу, моя первая в жизни поощрительная командировка в качестве вожатого в областной лагерь «Алые паруса», восхитительный каллиграфический почерк Тамары Михайловны и ещё много сфер её воздействия на нас, начинающих учителей.

Какая радость встречаться со своим мудрым учителем, разговаривать по телефону, поздравлять, безудержно заливаться взрывами хохота и иронии над собой, над поступками окружающих и своими собственными. Это не выстроенная профессиональная модель общения, а настоящая дружба, на примере которой я общаюсь со своими бывшими учениками, а следовательно – продолжаю традицию, заложенную моим Учителем.

Дорогая Тамара Михайловна! Все мои благие поступки и достижения случаются и совершаются при Вашем добром участии и вере в мой педагогический, с детства осознанный капитал, как сегодня модно говорить. Благодаря Вашей постоянной поддержке и оценкам я доказывал детям, а теперь и коллегам, свою педагогическую истину, родившуюся в Голышмановском училище. Эта истина опровергает мнение коллег, считающих главным качеством учителя – любовь к детям. Это качество главное для каждого взрослого человека любой профессии, а не только для учителя. Как сказал бы живой классик Шалва Амонашвили, большой человек должен любить маленького, чистого и беззащитного человека! Это чувство как воздух, без которого немыслима жизнь.

Качества хорошего учителя – это не набор профессиональных характеристик и педагогических компетенций. Это общечеловеческие «ориентиры» и «регуляторы» – интуиция, творчество, великодушие. Именно на них основана моя педагогическая истина, жизнеутверждающая и вдохновляющая, сформированная на замечательном опыте моих учителей, Вашем опыте!

С пожеланием добра и благополучия, Ваш вечный ученик, председатель Всероссийского совета молодых педагогов, Иван Кайнов.