Медиакарта
1:42 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Очей очарованье…

Самым благодатным временем года художник Юрий Рыбьяков считает осень с характером

3 февраля выдающемуся тюменскому акварелисту Юрию Рыбьякову исполнилось 75 лет! Солидная дата для того, кто идет на пленэр и в снег, и в град, в общем, в любую погоду…

Весной в арт-галерее «Новый свет» работала юбилейная выставка Юрия Антоновича «Художник, что рисует в дождь». Именно она стала предисловием к вернисажу, хотя и однозальному, на который в последний день сентября в Тюменский музей изобразительных искусств мастер позвал друзей и почитателей таланта.

– Как хорошо, что пришли школьники! – прижимая к груди подаренный букет, радовался герой события. – Ребята, запомните, самый благодарный материал – это акварель: легкая, доступная… С ней хорошо ездить на пленэры далеко от дома – быстро сохнет. Когда собираюсь в путь, с собой, кроме нее, беру только маленький этюдник и папку с бумагой, а маслом и гуашью работаю в Тюмени. И вообще не люблю, когда запачкан краской!

Водя гостей по выставке, мастер философствовал: «Мне постоянно задают один и тот же вопрос: почему пишу дождливую погоду? Отвечаю так: я родился в Сибири под знаком Водолея – вот и лью акварель на бумагу сверху вниз!» Юрий Антонович на полном серьезе уверяет, что дождь, туман, сырость и слякоть – это прекрасно. А его задача как художника, с детства впитавшего разные природные состояния родной земли, воспевать их – главных учителей по жизни.

…Он родился в Тобольске в 1940 году. Детство бедное, голодное. Удивляется: как жив остался?

И все же с малолетства погруженный в интересную архитектонику Красной площади и кремля, мечтал стать архитектором (стоит закрыть глаза, и вот он – Софийский собор). Первый акварельный этюд написал в 15 лет. Вспоминает, что бумагу с карандашами и красками доставали с трудом – везло, если материалы по заказу привозили из Москвы. Тогда Рыбьяков и не предполагал, куда его заведет непреодолимое желание рисовать… Учился на худграфе Нижнетагильского пединститута. Переехав в Тюмень, недолгое время трудился на судостроительном заводе токарем и одновременно учился в изостудии при Доме народного творчества у Ивана Некрасова. После армии устроился художником-оформителем на мебельную фабрику «Заречье». Однажды на фабрику попал главный архитектор «Гражданпроекта» Анатолий Отраднов. Уже через год он пригласил Юрия Антоновича макетчиком.

Через восемь лет живописец ушел работать в худфонд…

Если речь идет о Рыбьякове, то это всегда работа с натуры, в технике алла-прима, когда картина пишется в один присест. Это всегда старая, ускользающая от современных горожан Тюмень, которую, по мнению Юрия Антоновича, нужно писать в серебристых, пепельных и палевых тонах, словно фотографируя на старую пленку… Он ругает каменные джунгли, плохие по качеству новоделы, которые не оставили места для детских площадок и зеленых островков.

И преклоняется перед теми домами и домишками, которые еще цепляются за землю вековыми фундаментами, историями семей, которые в них обитали.

Не пожалейте времени сходить на персоналку Рыбьякова «Пленэр. Заповедные места». Среди 70 гуашевых и акварельных пейзажей вы обязательно найдете тот, что пронзит ваше сердце – будь это улица Тобольска, уголок деревни Киселево в Упоровском районе или разлившиеся Тура с Пышмой.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru