На пути к всеобщему среднему
После введения в 1958 году всеобщего обязательного восьмилетнего образования в этой сфере, в том числе и в нашем районе, стали происходить большие изменения. Начиная с этого периода, стало значительно увеличиваться количество школ. Первого сентября 1960 года открылись три школы: две восьмилетние – Второвагайская, Казанская и Ушаковская средняя. На следующий год, в ноябре, – Черноковская средняя с производственным обучением. В 1965‑ом распахнула двери восьмилетняя школа в Инжуре, закончено строительство пристроя к Фатеевской школе. Через непродолжительное время пущены в эксплуатацию Вагайская, Аксурская, Шестовская, Осиновская, Малоуватская, Старопогостовская школы.
В 70‑80 годах главной целью образования становится оказание кадровой помощи в решении социально – экономических проблем. Большое влияние на решение этой задачи оказало постановление правительства от 22.12.1977 года «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».
Перед школами сельской местности стояла задача готовить кадры для села. Во всех средних школах создаются ученические производственные бригады, в основных – производственные звенья, взаимоотношения между совхозом и школой регулируются договором, хозяйства передают образовательным учреждениям необходимую для проведения работ технику, прицепной инвентарь. Решением райисполкома за школами закрепляются земельные участки. В числе лучших производственные бригады Черноковской, Дубровинской, Вагайской, Ушаковской средних школ. В ряде школ формируются животноводческие звенья.
Все педагогические коллективы в 1970‑1980 годах внедряют в практику работы педагогов основы научной организации труда. Эта работа находится в центре внимания как областного, так и районного руководства образованием.
В 1977 году в школах района работает чуть более 600 учителей, на работу в район приехали 47 выпускников педагогических учебных заведений.
В эти годы начинается аттестация учителей. По ее итогам некоторые учителя могли получить рекомендации для улучшения качества своей работы, другие пройти ее с поощрением. Так, в 1979 году в отношении всех аттестуемых вынесено решение о соответствии их занимаемой должности, но 37 процентов получили рекомендации, а 33 процента аттестованы с поощрением.
Серьезным стимулом для улучшения качества работы школ является организация социалистического соревнования, руководимая райкомом профсоюза. Принятие соцобязательств, проведение пленумов, на которых рассматривались те или иные направления работы педколлективов, проверка исполнения принятых решений, подведение итогов соревнования, поощрение передовиков, вручение переходящего Красного Знамени победителям в соревновании – все это способствовало улучшению качества работы педагогов.
В конце 70‑х – начале 80‑х годов, в том числе и вагайскому учительству, был предложен громкий лозунг: «Работать без второгодников можно!» (по опыту одной из ростовских школ, насаждаемому по всей стране). В результате, к примеру, в 1981‑82 учебном году общая успеваемость по району составила 99,3 процента. Прошло достаточно много времени, пока не осознали, что не в каждой школе страны работают учителя экстра – класса, как в Ростовской школе № 1.
В 1984 году утверждаются «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Принятие этого документа объяснялось тем, что сложившаяся система не только среднего, но и профессионального образования, не полностью отвечала возросшим требованиям общества. Попытки реформировать в 1984‑1985 годах, а затем в 1986‑1988‑х в рамках неизменных общественных условий, как позднее было общепризнано, не принесли и не могли принести ожидаемых результатов.
На рубеже 80‑90‑х годов начался процесс обновления и реформирования школы, идущий по пути демократизации и гуманизации.
Трудные девяностые
В 90‑е годы общеобразовательная школа переживала непростой период перемен. Несмотря на принятые органами власти меры социальной защиты педагогов и учащихся, экономический кризис по школам ударил сильно. Он выразился в сокращении бюджетного финансирования, многомесячной задержке выплаты заработной платы учителям и другим сотрудникам школы. Практически были прекращены закупки учебного оборудования, школьной мебели. Вполне понятно, что это оказало негативное влияние на морально – психологический климат. Атмосфера в педагогических коллективах стала обостряться. К чести вагайского учительства, эти противоречия не приобрели какой‑либо окраски, учебно-воспитательный процесс, несмотря на все трудности, продолжался в обычном рабочем режиме.
В 1992 году выходит закон «Об образовании», законодательно закрепивший демократизацию образования: децентрализацию управления, автономизацию школы, государственно-общественный характер управления, во‑вторых, гуманизацию образования, иными словами, обновление содержания образования.
Расширение самостоятельности школ имело своим следствием то, что педагогические коллективы образовательных учреждений района стали разрабатывать свои программы опытно-экспериментальной работы, внедрять новые педагогические технологии, опыт учителей- новаторов.
Начиная где-то с 1997-1998 годов, обстановка стабилизировалась. Важным фактором стабилизации ситуации явилось принятие областного закона «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области».
Период кардинальных перемен
В последние годы для образования началась иная эпоха, открылась новая его страница, характеризуемая компьютеризацией школ, разработкой государственных образовательных стандартов, введением профильной старшей школы, оптимизацией сети сельских школ, переводом школ в статус юридических лиц, разработкой нормативно- подушевого финансирования, созданием попечительских советов, введением ЕГЭ, ГИА, разработкой и экспериментальным апробированием новых учебников по многим предметам учебного плана, введением дистанционного образования, введением в учебный план школы двух иностранных языков, обязательных для изучения, и многими другими новациями, неоднозначно воспринимаемыми как педагогическим сообществом, так и общественностью.
Школа меняется на глазах, стремительно.