Медиакарта
13:34 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Легализация трудовых отношений в Тюменской области

13:29 | 03 октября 2015
Источник: Сельская новь

Задачи сокращения неформальной занятости, ликвидации «серых» зарплат, обеспечения роста страховых выплат во внебюджетные фонды в настоящее время как в Тюменской области, как и в России в целом относятся к числу приоритетных в сфере трудовых отношений.


В течение ряда последних лет неформальная занятость активно росла и превратилась в самостоятельный и устойчивый сегмент рынка труда, оказывающий существенное влияние на эффективность использования рабочей силы. Выплата «серой» заработной платы стала характерной приметой нашего времени. Заработная плата и социальные взносы являются существенной частью затрат, поэтому для снижения расходов на содержание персонала работодатели идут на сокрытие части фонда оплаты труда от налогов.


С 2013 года в стране начата масштабная межведомственная работа по снижению неформальной занятости.
Что вкладывается в понятие «неформальная занятость»?
Основные проявления неформальной занятости:
- отсутствие оформления трудовых отношений с работником в письменной форме;
- существование «серых» схем и расчётов в наличной форме при оплате труда;
- уклонение от уплаты страховых взносов;
- подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.


Значительные масштабы неформальной занятости искажают представление о реальном спросе и предложении рабочей силы, о доходах населения. Неформальная занятость формирует такие социально-экономические проблемы, как низкий заработок, нарушение трудовых прав работников в области режима и условий труда, чрезвычайная сложность защиты этих прав. Это низкая пенсия в будущем и невозможность взять кредит в настоящем.
Такие работники лишены возможности получать в полном объёме пособие по временной нетрудоспособности, безработице, по уходу за ребёнком и выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов.


В масштабах государства неформальная занятость ведёт к недополучению страховых выплат, налогов, ограничивая возможность развития государственной социальной политики. Государство принимает всё более жесткие меры правовой ответственности за нарушение норм трудового права.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон) внесены дополнения в ряд статей Трудового кодекса РФ:
- внесены изменения в ч. 4 статьи 11: «если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права»;


- статья 15 дополнена положением, запрещающим заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем;
- в соответствии с новой редакцией статьи 16, если отношения, связанные с использованием личного труда и возникшие на основании гражданско-правового договора, будут признаны трудовыми, это может стать основанием для заключения трудового договора.


Кодексом РФ об административных правонарушениях с 1 января 2015 г. ужесточена ответственность за незаключение трудового договора. Статья 5.27 КоАП РФ в новой редакции предусматривает штрафные санкции для должностных лиц до 20000 руб. (за каждого неофициального работника), для юридических лиц - до 100000 руб. с обязанностью компенсировать работнику весь его период работы без оформления.


Таким образом, выплата «серых» зарплат, неоформление надлежащим образом работников может грозить административной ответственностью в виде уплаты «сэкономленных» работодателем средств и внушительным штрафом. Увеличение штрафов и усиление контроля в данной сфере показывают недобросовестным работодателям, что экономика «нетрудоустройства» не всегда бывает экономной.


Практика применения нелегальной занятости имеет негативное влияние не только на экономику страны, но и на самих работодателей - нарушаются принципы конкуренции в бизнесе, добросовестные работодатели оказываются в менее выгодном финансово-экономическом положении, чем их «ловкие» партнёры. Корпоративная этика, не позволяющая информировать о таких предприятиях, играет против социально ответственного бизнеса.
В Тюменской области работа по снижению неформальной занятости активно проводится на территории каждого муниципального образования: под руководством глав администраций или их первых заместителей действуют межведомственные рабочие группы, в которые входят специалисты Пенсионного фонда РФ, налоговой инспекции, Фонда социального страхования РФ, центров занятости населения, общественных организаций.


Но полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений - работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы. Обратиться с заявлением о фактах выплаты «серой» зарплаты, отсутствии оформления трудовых отношений можно в органы прокуратуры по месту нахождения работодателя, Государственную инспекцию труда в Тюменской области, т.: 8 (3452) 682-970, на горячую линию Департамента труда и занятости населения Тюменской области, т.: 8 (3452) 556-121, на горячую линию в администрацию Абатского района по т.: 8 (34556) 52-1-70, а также в ГАУ ТО Центр занятости населения Абатского района по т.: 8 (34556) 41-4-70 в рабочие дни с 8 до 17 часов.

Автор: Департамент информационной политики Тюменской области