Медиакарта
5:07 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

08:55 | 05 октября 2015
Источник: Новая жизнь

Учитель… Что скрыто для каждого из нас в этом слове? Учителя запоминаются человеку на всю жизнь, они остаются в памяти, как след от беззаботного, навсегда ушедшего детства. Окунувшись во взрослую жизнь, мы вспоминаем тех, с кем встречались почти каждый день на протяжении многих лет. И только потом мы понимаем, сколько сделали для нас эти люди, и осознаем, что они достойны наивысших наград. Кроме своего предмета, они учат нас самой сложной науке – науке жизни.

Школа всегда была, есть и будет своеобразной подготовкой  к будущей жизни. Меняется мир – меняется и школа. И только сильные педагоги-профессионалы неизменно приведут учеников к достижению определенных результатов.

В преддверии Дня учителя вспоминаю своих школьных учителей - удивительные они люди. В детстве я считал, что учителя - какие-то особые, из другого мира личности (наверно, так думали люди моего поколения). Их уважали родители, руководители, а ученики побаивались, хотя всякое бывало.

Кто-то скажет, что самый великий талант - пение, кто-то – сочинительство. Я думаю, самый великий талант на земле – умение делиться знаниями с другими. Передавать, дарить их людям. И это прекрасно! Никакие технологии и электронные средства не заменят живого слова учителя, его личного примера.

Я помню всех учителей, которые меня учили, но эти строки посвящаю светлой памяти учителя интересной и трудной судьбы.

Семен Иосифович Соколов - учитель труда, рисования, пения. Кроме этих предметов, он вел уроки математики, истории, русского языка и шахматный кружок. Вот такой диапазон! Мне он запомнился заботливым и строгим учителем, хотя на уроках рисования и пения нам было весело. На пении мы записывали слова песен, а Семен Иосифович, аккомпанируя  на мандолине, передавал нам их мелодию. «Прикольные уроки», - так сказали бы нынешние ученики. На уроках труда в 5-7 классах мы занимались практическими делами. Семен Иосифович показывал, как изготовить черенки к домашнему инвентарю, молотки, тяпки, лопаты, вилы и прочее, как правильно их обработать и насадить. Топорище я и сейчас делаю по образцу учителя. Когда в школе появился токарный станок по дереву, первые навыки работать на нем привил Семен Иосифович.

Вспоминаю, как меня хвалили мама и классная руководительница за подарки к 8 Марта. Я выточил и подарил маме веретено, учительнице - указку. Вы сможете за несколько секунд изобразить танк Т-34, со звездой на башне и стреляющей пушкой? Или нарисовать портрет М.Ю.Лермонтова по клеточкам? Этому научил меня мой учитель! В далекие шестидесятые годы ученики шестого и седьмого классов привлекались для заготовки дров для школы. В лесосеке учитель труда с завхозом делили нас на группы: два мальчика и девочка, мы должны были напилить два кубометра дров. Семен Иосифович объяснял, как правильно держать колун, топор и отрубать сучья, как колоть чурки. Как правильно пилить, чтобы не зажимало пилу. В дальнейшем мы поняли, что это важно, так как меньше расходуется силы, безопасней и быстрей выполняется норма.

Вот еще один эпизод из школьной жизни. Как-то в шестом классе мы на уроке физкультуры выполняли упражнения на гимнастических кольцах, подтягивались и делали висы – «согнувшись» и «прогнувшись». Урок проводился в коридоре школы, спортзала тогда не было. Семен Иосифович вышел из учительской, сел на скамейку и стал наблюдать за нами. Когда закончился урок, он подошел к кольцам, выполнил несколько силовых упражнений, потом из упора сверху  медленно стал разводить руки и принял положение «вис крестом»! Кто был в коридоре, притихли и были поражены этой способностью учителя. А он в таком положении поворачивал голову налево, направо и улыбался широкой улыбкой. Позднее, когда я стал студентом института физкультуры, узнал, что это сложное и трудное  упражнение в мировой гимнастике назвали «крест Азаряна» - в честь советского олимпийского чемпиона-гимнаста Альберта Азаряна, который впервые показал это упражнение. Наш школьный учитель, как казалось, без особого напряжения выполнял его.

Родился Семен Иосифович в 1928 году в деревеньке Перво-Песьяное, в многодетной семье. Двенадцать детей родила его мама, но выжило только пятеро. Трудные испытания выпали на его долю, но самые тяжелые - это годы войны. Чтобы выжить, тринадцатилетний паренек сапожничал, ремонтировал мелкий домашний инвентарь, собирал на озере утиные яйца. Потом четыре года учился в Ишимском педучилище. В 1952 году началась его трудовая деятельность на учительском поприще. В четырех школах района учительствовал Семен Иосифович.

В пятьдесят четвертом году его сердце покорила выпускница Тюменского медучилища Анна Андреевна. Создали семью, построили дом, вырастили троих детей, вели, как и все сельские жители, хозяйство. Семен Иосифович виртуозно водил «Запорожец», рыбачил, охотничал, отстраивал дом и подсобные помещения. На свой полувековой юбилей он сделал себе подарок - закончил Ишимский пединститут по специальности "Русский язык и литература"!

Казалось бы, зачем мужчине на склоне лет учиться на самом трудном факультете?  Но такой уж характер и судьба у Семена Иосифовича - он всегда все делал сам и добивался цели, преодолевая преграду, даже ту, которую поставил ему несчастный случай, сделавший его инвалидом в раннем детстве. Но он никогда не жаловался на свои ограниченные возможности и делал все, как здоровые мужчины, и даже более того!

Много лет мне довелось работать в одном коллективе с этим мужественным человеком, с четырех лет обреченным пользоваться костылями, но, глядя на его действия, целеустремленные поступки, с трудом осознавал, что он инвалид.

Нет с нами благородного, грамотного учителя, но, проходя по улице мимо дома Семена Иосифовича, я всегда вспоминаю его негромкий доброжелательный голос, его вежливое приветствие и крепкое пожатие сильной широкой ладони.

Уважаемые ветераны-педагоги и все, кто учительствует! С грядущим праздником, здоровья и удачи!

Автор: Ю. ФАДЕЕВ, с. Окунево.