«Бывших учителей не бывает» – как правдивы эти слова. Даже тогда, когда педагог уходит на заслуженный отдых, по утрам уже не спешит в знакомый класс, не берёт журнал и указку в руки, он всё равно душой остаётся со школой. Так получилось и у Екатерины Ивановны Бубновой.
– Я пришла в педагогику очень неожиданно. Трудилась агрономом в Маслянке. Тогда директором школы был Н.С.Малышев. Он приехал к нам в колхоз и попросил меня поработать мастером производственного обучения. Это произошло в 59-ом. Прошёл год, затем я уже стала преподавать биологию, а вскоре – химию. Конечно же, задумалась о педагогическом образовании и поступила в институт. Сначала пришлось очень трудно, ведь не зная педагогики, психологии, нужно было как-то ладить с детьми. Но класс попался очень хороший. Директор посещал мои уроки, требовал, чтобы поддерживала дисциплину, занимаясь с учениками. Однажды он подсказал: «Возьмите какую-нибудь книгу и заинтересуйте ребят!». Я так и сделала. Тогда, помню, в руках оказалась книга «Борьба за огонь. Пещерный лев». Читала, дети внимательно слушали. И дисциплина как-то наладилась! Через несколько месяцев на уроках было тихо, спокойно, ребята занимались, не баловались, не шумели, – рассказывает Е.И.Бубнова.
Коллеги-наставники давали советы молодому специалисту, помогали. Спустя два года Екатерина Ивановна уже освоилась в школьной атмосфере и полностью окунулась в педагогику. Тридцать три года она трудилась в Маслянской средней школе.
– После того, как ушла, не могла расстаться с любимым предметом – химией. Стала помогать детям готовиться к экзаменам, к поступлению. Сейчас это называется репетиторством. Пусть так. Но разница в том, что я никогда не брала за это деньги. Считаю, что педагог не может взять плату за свою помощь, просто не имеет права. Такое моё твёрдое убеждение! – говорит собеседница.
…В комнате тикают часы. В шкафу за стеклом – множество книг. А на столе – неизменный учебник химии.
– Сейчас помогаю одной девочке готовиться к поступлению в медицинскую академию. Приходит ко мне, занимаемся, – уточняет Е.И.Бубнова.
– Чем отличаются ученики Вашей молодости от тех ребят, которые учатся сейчас? – задаю вопрос.
– Знаете, мне кажется, что тогда дети как-то трепетнее, уважительнее относились к педагогу. Мой класс меня даже к семье ревновал, представляете? – смеётся учитель. – Если выпадало два праздничных выходных дня, ребята мне говорили: «Один день уделите нам!». И мы вместе с ними ходили в поход в лес, играли, веселились. И ещё хочу отметить, что душевных бесед у нас со школьниками было очень много!
До сих пор Екатерина Ивановна поддерживает связь с любимой школой. Ей звонят коллеги, интересуются здоровьем, поздравляют с праздниками. Совсем недавно ветеран педагогического труда отметила 80-летний юбилей. И, конечно же, сказать несколько слов в такой торжественный день пришли коллеги.
…Под солнечными лучами октября на груди Екатерины Ивановны Бубновой переливается знак «Заслуженный учитель школы РСФСР». Высокая оценка её педагогической деятельности, многолетнего учительского труда. Дуновение лёгкого ветерка колышет желтоглазые ромашки в её руках. Эти цветы словно символизируют простоту и одновременно красоту учительского сердца, глубину её души, такой открытой детям в любом возрасте.