Медиакарта
9:31 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Экзамен у школьной доски

12:00 | 07 октября 2015
Источник:

Александр КАРКАЧЕВ за четыре года работы учителем начальных классов привык к неподдельному интересу журналистов. «Прививку» от любопытства получил еще в педагогическом колледже, будучи единственным молодым человеком в группе. Мужчина у школьной доски, по его мнению, отнюдь не нонсенс, если в школу пришел по призванию.

Уйти не смог

В старших классах Александр готов был стать и врачом, и архитектором, и дизайнером. Учился легко, ЕГЭ не боялся, потому и вуз мог выбрать любой. Судьбу решил школьный «День самоуправления» в 11-м классе. Без пяти минут выпускник успешно провел уроки у второклашек и тут же забыл об этом. Но в школе-то удачный дебют помнили, а потому в союзники взяли маму Александра, более 30 лет проработавшую в дошкольном учреждении, и убедили-таки абитуриента, что поступать ему надо в педагогический колледж.

Первая производственная практика показала, что с выбором профессии не ошибся. Дети воспринимали юношу настороженно, куда привычнее им были студентки, но на этой настороженности будущий учитель и сыграл, увлекательно объясняя материал и не отвлекаясь на дисциплину.

Куда сложнее, как сейчас признается Александр, был первый год работы в школе Нижнетавдинского района. Попал в сложившийся коллектив, до всего доходил сам и к концу года так устал, что решил... поменять сферу деятельности. Половину лета добросовестно изучал вакансии, а в августе понял, что уйти не сможет - скучает.

В тюменской школе № 31 молодому специалисту предложили первый класс. Немного страшился ответственности, а сейчас учениками своего четвертого «В» Александр доволен. Помня их несмышленышами, не устает поражаться, как быстро они растут, как стремительно расширяется их кругозор. Удивляется, когда другие учителя жалуются на плохую дисциплину в классе во время его отсутствия в школе, и в то же время признается, что характеры подопечных, их потенциал изучил основательно. Да и дети привыкли к тому, что Сан Саныч строгий, но справедливый. Небольшие провинности в дневник заносит не всегда, разумно полагая, что без доверия и взаимного уважения контакт с подопечными установить вряд ли получится.

Все настоящее

За это время вырос профессионально и сам учитель. Получил высшее образование, прошел аттестацию, поучаствовал в конкурсе «Педагог года-2015», поступил в магистратуру. Учитель, по его мнению, должен не только учить, но и учиться. Постоянно, целенаправленно.

На вопрос «С чем ассоциируется ученик начальной школы XXI века?» Александр отвечает почти мгновенно: «С бурной рекой. Ее течение подхватывает все, что на пути попадется. Будет какая-то преграда, ограничение - выбросит ненужное на берег. Не встретит препятствий - понесет набранное дальше. Так и современные дети: информированы порой сверх меры, переполнены, но при этом моментально впитывают в себя все - и хорошее, и плохое».

Чуть растерявшись от неожиданного сравнения, уточняю, в чем же тогда роль современного учителя, ведь бурной рекой управлять нереально...

- Роль учителя проста и сложна одновременно,- тут же отвечает мне собеседник. - Стоя на берегу, ему надо успеть выхватить, выбросить все ненужное, мешающее течению. Ведь не факт, что «мусор» в головах детей прибьет течением времени. А когда он сложится в кирпичики, будет поздно.

Важна, уверен Каркачев, и поддержка учителей на государственном уровне. Разговоров о возросшей в разы зарплате в последнее время много, но молодым педагогам рассчитывать особо не на что. То же самое и в решении жилищных вопросов. «Снять квартиру - дорого и хлопотно, а в общежитии годами жить, как мне предлагали, тоже не вариант. Так стоит ли удивляться тому, что молодежь крайне редко выбирает учительскую стезю? Тем более юноши, которым семьи кормить надо», - с горечью рассуждает Александр.

Но тут же спохватывается, уверяя, что если есть желание учить и учиться, в школу идти надо, невзирая ни на какие трудности. «В школе, особенно начальной, все настоящее, - без толики сомнений убеждает он. - Живые эмоции, живое общение, горящие глаза детей. Их искреннюю уверенность, что жизнь полна приятных сюрпризов, встретишь только здесь».

Эмоции, впрочем, как и сюрпризы, проявились тут же. В приоткрывшуюся дверь класса заглянул вихрастый ученик и полным отчаяния голосом сообщил, что его «сменку» так высоко забросили, что самому никак не достать: «Без вас, Сан Саныч, я пропал. Спасайте!».

Автор: Татьяна ПОВАРЕНКИНА (фото Сергея КИСЕЛЕВА)