У каждого человека школа прежде всего ассоциируется с педагогами, которые трудятся в ней не покладая рук. Думаю, что для многих жителей села Демьянского она связана с именем отличника народного просвещения, учителя истории и обществознания Надежды Андреевны КОПЫЛОВОЙ. Мне посчастливилось встретиться с этим удивительным педагогом в день ее рождения.
- Надежда Андреевна, при-мите самые искренние поздравления в связи с Вашим днем рождения и Днем учителя. Сколько лет Вы посвятили образованию демьянцев?
- Закончив в 1980 году Государственный педагогический институт имени Ушинского в своем родном Ярославле, в Уватский район я приехала по распределению. В Чебунтане, куда была направлена, место оказалось занятым, и мне предложили на выбор Красный Яр, Першино и Демьянское. Работники РОНО посоветовали мне ехать в Демьянское и так расписали, что там через несколько лет будет чуть ли не город. А так как я не знала ни одного села в районе, то, решив, что раз есть дорога и водный транспорт, да и не могут же люди мне плохого советовать, поехала в Демьянское. Это моя первая и единственная школа.
- В каком году Вам было присвоено почетное звание «Отличник народного просвещения»?
- Посвятив Демьянской школе всю свою жизнь, Вы можете сравнить, какой она была 30 лет назад и современную…
- Первое впечатление о школе тридцатилетней давности для меня, выросшей в большом промышленном городе и закончившей обычную, пусть не самую лучшую, но городскую школу, было похоже на сон.
В 1980 году одноэтажная школа около церкви. Зайдя туда, я оказалась в маленьком промежуточном коридорчике, соединявшем два ее здания. В коридорчике меня встретили старые зеленые парты (помните, были такие еще, с крышками?) и завхоз, женщина весьма оригинальная.
Рядом с коридорчиком была пристроечка с большим баком, где кипятили воду для питья.
Всё, начиная от самого здания, пола и парт, было деревянным, небольшим и старым. Для меня это стало настоящим шоком.
Уже во время моего декретного отпуска наконец-то завершилось строительство нового здания, и школа переехала туда. Естественно, что современное здание со светлыми кабинетами, спортивным залом, большой столовой и центральным отоплением невозможно сравнивать со старым деревянным, отапливаемым печками. Если утром техничка не приходила вовремя и не натапливала печи, то из-за холода все сидели на уроках в пальто. Постоянно пахло дымом.
Хочется отметить, что за последние годы облик школы, как и ее материально-техническая база, значительно изменились. Заменили старые двери и поставили пластиковые окна. Благодаря родителям постелили линолеум. Если раньше на всю школу были один-два проигрывателя, то сейчас каждый кабинет оснащен современной техникой и компьютерами.
Наша школа для всего педколлектива является вторым домом. У каждого есть свой кабинет и всё необходимое. Здесь мы практически проводим большую часть времени.
- Надежда Андреевна, по отзывам коллег, Вы являетесь инициатором многих школьных полезных дел…
- Вероятно, это связано с преподаваемым мною предметом, заставляющим работать в определенном направлении.
В свое время в нашей школе была ленинская комната. Сейчас не принято говорить о Ленине, но ведь она была и выполняла очень важную функцию по воспитанию учащихся и родителей. Там проводили родительские собрания, где говорили о воспитании детей на примере семьи Ульяновых. Дети, выезжая во время летних каникул на отдых, привозили значки, марки, книги и т. д. Всё это дарилось школе и пополняло ленинскую комнату. Педагоги и родители писали печатным пером, изготовляли отдельные экспонаты, а дети принимали участие в оформлении стендов. Это было дело, которое объединяло ребят и взрослых, сплачивало школьный и родительский коллективы. Поход на экскурсию, которую проводили самые лучшие ученики, или урок в ленинской комнате становились для учащихся целым событием и имели большое воспитательное значение.
- В своей работе Вы уделяете большое внимание патриотическому воспитанию детей. Это дань предмету, который Вы преподаете, или же зов души?
- Думаю, что это и то, и другое. Жить в стране и не быть ее патриотом и гражданином недопустимо. Мне всегда хотелось, чтобы мои ученики гордились тем, что мы живем в великой России.
- По Вашему мнению, какие из школьных военно-патриотических мероприятий были особенно удачны?
- У каждого педагога есть тема, которая ему особенно близка. У меня их две - Афганистан и Чечня.
Так совпало, что начало афган-ской войны пришлось на последний год учебы в институте. Изучая курс современной истории, мы живо интересовались тем, что пишут в газетах. В разных СМИ писали одинаково, но мы, не зная, что там происходит на самом деле, интересовались описываемыми событиями. С той поры минуло более 20 лет, но эта тема так и осталась для меня больной. Мысль о том, что там могли бы оказаться и мои сыновья, будь они постарше, не дает мне покоя.
Ежегодно в день вывода наших войск из Афганистана я считаю своим долгом еще раз вернуться к афганским событиям и провожу мероприятие, будь оно общешкольное или просто уроком. В помощь часто брала книгу С. Алексиевич «Цинковые мальчики», содержащую письма матерей и рассказы ребят-афганцев, которую невозможно читать без слез. Сейчас, принимая всё очень близко к сердцу, не могу ее использовать. Включая афганские песни, вижу, что они доходят до сердец моих учеников. На школьной встрече, посвященной 20-летию вывода советских войск, присутствовал живой свидетель - участник войны в Афганистане Амирхан Кусиев. Пусть он не многое рассказал, но само присутствие человека, который от воспоминаний не мог совладать со своими чувствами, стало для учащихся уроком мужества и сопереживания.
Совсем недавно состоялось открытие памятника Андрею Копотилову, имя которого теперь носит наша школа. Когда меня попросили взяться за подготовку к этому событию, то я решила, что не имею права отказаться - он мой ученик. Постаралась сделать так, чтобы этот день оставил след в душе ребят. И, судя по их идущим от сердца выступлениям на митинге и сочинениям, это удалось.
- Надежда Андреевна, Вы классный руководитель 8 класса. А сколько всего выпусков было и много ли детей в Вашем классе?
- Этот выпуск будет четвертым. Сейчас в моем классе 19 ребят, а в первом выпуске был 31 выпускник.
- Отличаются ли современные школьники и их родители от прежних?
- Они другие. Как ни странно, но, проводя большую часть времени за компьютером, нынешние школьники имеют не очень широкий кругозор. Они гиперактивны и при этом отучились делать что-то для других. Если раньше стоило только объявить о том, что нужно кому-то помочь, как приходили все. Так с прошлым выпуском ходили на кладбище, где приводили в порядок могилы бывшей учительницы Степаниды Кирилловны Немковой и ее родителей. Сейчас же подвигнуть детей на общественно-полезный труд значительно труднее. Современные дети привыкли жить больше для себя.
Изменились и родители, считающие себя достаточно образованными, чтобы воспитывать своих детей, не прислушиваясь к советам педагогов. Не все относятся к учителю доверительно, чтобы обсудить проблему ребенка и найти какое-то совместное решение, как помочь ему.
Школа похожа на маленькую модель государства, которую тревожат те же социальные потрясения, которые переживает вся страна. Предназначение учителя - вооружить выпускников знаниями и научить умению не пасовать перед трудностями. Главной же наградой учителя являются не почетные звания, а его достойные ученики.
Беседовала Нина ПЕЛЕХ
Фото автора