(Продолжение. Начало № 9-10)
Верой и правдой он Родине служил…
Уважения и преклонения заслуживает судьба Фёдора Тихоновича Рыльских. К сожалению, его уже нет в живых, но, поверьте, после себя он оставил заметный след…
Родился Фёдор Тихонович в крестьянской семье в маленькой деревеньке Селезнёво Мокроусовского района Курганской области. Окончив семь классов, Фёдор пошёл работать в колхоз «Путь Ильича» простым рабочим, потом дослужился до помощника комбайнёра, а спустя три года, весной 38-го, стал трактористом. Вскоре, как настоящий сын своей страны, вступил в ряды ленинского комсомола. Осенью этого же года Фёдора призвали на службу в Советскую Армию. Попал он в Приморский край, в 341-й Краснознамённый стрелковый полк им. М.В. Фрунзе. Ровно через два года его перевели в 60-й мотомех. стрелковый полк на ст. Лазо.
Весть о войне застала Фёдора в армии. В октябре 41-го в составе этого же полка его направили на Волховский фронт. При освобождении города Тихвин он был тяжело ранен – разрывной пулей разбита левая стопа. В госпитале г. Кустанай он пробыл до 20 февраля 1942 года. После со справкой из госпиталя выбыл в состав 4-го запасного артиллерийского полка г. Чебаркуль. Но уже в конце февраля он отбыл на Волховский фронт, где был определён в 311-ю стрелковую дивизию 1067-й стрелковый полк корректировщиком миномётной батареи.
Буквально через месяц, 25 марта, при наступлении под селом Виняшлово Фёдор Тихонович снова получил тяжёлое ранение обеих ног: сквозное осколочное - в правое бедро и под колено и слепое ранение в левое бедро… В госпитале г. Волхов-2 пробыл полтора месяца, подлечился и вновь в бой - на Ленинградский фронт в 286-ю стрелковую дивизию 996-й стрелковый полк, в миномётный батальон, где его назначили командиром мин. расчёта. В составе этого же полка принимал участие в наступлении в августе 1942 года, а в октябре здесь, на фронте, был принят кандидатом в члены КПСС. В то трудное время такое доверие со стороны старших товарищей дорогого стоило, и его непременно нужно было оправдать. В марте 43-го участвовал в наступательных операциях, а в апреле стал полноправным членом КПСС и был награждён медалью «За отвагу». С января 44-го освобождал Новгород и всю Ленинградскую область от немецко-фашистских захватчиков. В марте этого же года был награждён медалью «За оборону Ленинграда» и нагрудным знаком «Отличный миномётчик». Ровно через три месяца его полк вышел на отдых.
После передышки, продолжавшейся около двух месяцев, с 10 июня полк был переброшен на Карельский фронт, где освобождал г. Выборг и всю Советскую Карелию от финнов. Там Фёдор Тихонович пробыл до выхода Финляндии из войны, позже был награждён орденом «Красная звезда».
В январе 1945 года началось успешное наступление 1-го Украинского и других фронтов и дивизий с Сандомирского плацдарма, в котором принял непосредственное участие и наш солдат. Он форсировал реки Висла и Одер, воевал на территории Германии, освобождал Польшу. За мужество и отвагу, проявленные в этих сражениях, был награждён вторым орденом «Красная звезда». Война закончилась для Фёдора Тихоновича 14 мая 1945 года в 13 километрах от Праги, но только 25 октября он был уволен из рядов Советской Армии на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР, как прослуживший в армии семь лет в звании «гвардии старший сержант». К его боевым наградам можно добавить и юбилейные, которые ценились им также высоко.
После войны, уставший, измотанный, но живой Фёдор вернулся в родную деревеньку Селезнёво, где работал трактористом, восемь лет заведовал избой-читальней и сельским клубом. Потом сразу в двух совхозах - «Семискульском» и «Лазурном» - был мотористом-электриком. В марте 1964 года ему присвоили звание «Ударник коммунистического труда», которое им ежегодно подтверждалось. Через шесть лет к его наградам добавилась медаль «За доблестный труд».
В 1975 году семья Рыльских по семейным обстоятельствам поменяла место жительства, переехав в деревню Прохорово. В совхозе «Прохоровский» Фёдор освоил профессию машиниста АВМ-065, а через три года он ушёл на заслуженный отдых. В дальнейшем получил группу инвалидности по общему заболеванию. Но на одном из обследований, подтверждающих инвалидность (ВТЭК), врач-женщина сказала: «Все болезни у вас на виду - деформированный голеностопный сустав, осколок в бедре и слуха нет, но военную инвалидность дать не можем. Нет бумажек – нет ранений». Обидно и горько, что заслуги таких людей не всегда оцениваются по достоинству, а что ещё печальней - случаи эти не единичны…
Многих, наверное, удивит, что я не сразу коснулась семьи. Сделано это намеренно, потому что следующая глава посвящена супруге Фёдора Тихоновича, Ирине Михайловне…
Она одна такая…
Ирина Михайловна тоже родом из деревни Селезнёво, поэтому с будущим мужем знакома была с юных лет. Может, и свадьбу сыграли бы чуть раньше, если бы не война, но, как говорят, – чему быть, того не миновать. Видимо, так суждено – прежде пройти множество испытаний, только после соединиться на всю оставшуюся жизнь в счастливом браке.
Когда началась война, большая часть мужского населения была призвана на фронт, поэтому тяжелая работа легла на хрупкие женские плечи. Таких как Ирина, двадцатилетних, считали здоровыми, а потому бросали на самые трудные участки работ. Вместе с другими девчонками и женщинами она находилась на уборке урожая – вязала снопы, трудилась на лесозаготовках, трелёвке леса. Бывало даже, что могилы копали. На сенокосе вручную косили, метали сено…
Когда совсем плохо стало с сильной половиной, девчонок отправляли учиться на трактористок в село Рассвет. В сорок третьем Ирина окончила трёхмесячные курсы и села на «железного коня», на котором добросовестно отработала четыре года. За свой самоотверженный труд наша героиня, как и другие колхозники и колхозницы «Заветов Ильича», была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»…
Шестого ноября 1945 года в свою родную деревеньку вернулся солдат-победитель Фёдор Рыльских, а уже 18 ноября Ирина и Фёдор поженились. Супруги прожили вместе 52 года, и если бы Фёдор Тихонович дожил до сегодняшнего дня, то нынешний год стал бы для них дважды юбилейным – 65-летие семейной жизни и Победы в Отечественной войне…
После окончания войны супруги Рыльских какое-то время вместе работали на тракторах, а потом пошли дети, требуя к себе всё больше материнского внимания. О постоянной работе думать не приходилось – Ирина Михайловна довольствовалась тем, что успевала. Первых ребятишек помогала нянчить свекровь, а потом старшенькие приглядывали за младшими. Кстати, всего Ирина Михайловна и Фёдор Тихонович родили и воспитали девять детей: четырёх сыновей и пять дочерей. Правда, поразъехались они кто куда, в деревне остались лишь три дочери. К сожалению, двух детей старая женщина уже похоронила…
За свою долгую жизнь ей многое довелось пережить и повидать. В 1996 году Ирина Михайловна почти полностью потеряла зрение, и только в 97-м, уже после смерти супруга, ей сделали успешную операцию – сначала на один глаз, потом на другой, и вернули зрение. Дети не забывают свою милую старушку, навещают, помогают. Потому она считает себя счастливой и богатой – у неё 20 внуков, и 16 правнуков!
Ирина Михайловна Рыльских – одна из немногих российских женщин, кто удостоен наивысших государственных наград за материнский труд: ордена «Материнская слава» всех трёх степеней, а также "медали Материнства" двух степеней…
Подготовила
Л. ЛАПУХИНА