Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», введена форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности — независимая оценка риска (НОР) или пожарный аудит. У организаций и предпринимателей появилась альтернатива — остаться под контролем органов государственного пожарного надзора (ГПН) или выбрать аудит пожарной безопасности.
«В соответствии с требованиями статьи 144 Закона одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности наряду с проверками органами государственного пожарного надзора является независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности).
Независимая оценка пожарного риска – это деятельность по оценке соответствия установленным требованиям, нормам, правилам систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Результатом проведения независимой оценки пожарных рисков, является заключение.
Собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться, на договорной основе аудиторской (экспертной) организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.
В процессе проведения независимой оценки пожарного риска проводится:
- анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
- обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение), направляемого (вручаемого) собственнику. Срок действия заключения независимой оценки пожарного риска - 3 года.
В случае если ежегодный план еще не утвержден и поступило заключение НОР, то проверка в отношении объекта планируютсяпо истечении одного года и более со дня поступления заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, либо трех лет - для иных объектов защиты.
В случае если ежегодный план плановых проверок уже утвержден и потупило заключение НОР на этом объекте, проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.
Проведение независимой оценки пожарного риска имеет ряд отличий от проведения проверок органами ГПН: при проведении пожарного аудита не применяются меры административного воздействия за нарушение требований пожарной безопасности; объект, на котором проведен пожарный аудит, не включается в план плановых проверок ГПН.