Медиакарта
11:40 | 8 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не теряя оптимизма и жизнелюбия

У Надежды Савельевны Соклаковой из посёлка Голышманово родственников нет. Шестнадцатый год пожилая женщина находится на социальном обслуживании. Социальный работник приходит к пенсионерке дважды в неделю, помогает по хозяйству. Оказывает услуги по уборке квартиры, покупает лекарства и продукты. Весной и осенью Надежда Савельевна просит помочь с огородными работами, зимой – снег почистить.

– За покупками порой сама хожу, беру свою палочку-выручалочку, обопрусь на неё – и вперёд, – рассказывает Надежда Савельевна. – Пакет молока и две булочки хлеба приношу. Здоровье сейчас у меня плохое, на группе инвалидности, но стараюсь не унывать из–за болячек. Без дела не сижу, каждый день работаю понемножку. Люблю чистоту, полы ещё сама мою. К зиме намариновала огурцов с помидорами, грибов насолила. Держу двух поросят, ухаживаю за ними. Огород под картошку – пятнадцать соток, сейчас сажаю только половину. Нынче почти весь урожай вымок. Лук мелкий уродился. Жалобами моей помощнице не докучаю, надо успеть сделать всю задуманную работу.

Не любит Надежда Соклакова рассказывать о своей жизни, бередить душу нелёгкими воспоминаниями, но всё же поделилась с нами. Родом она из Белоруссии. Папа Савва Григорьевич Скурчаев строил дороги, мама Мария Александровна была разнорабочей в колхозе. В семье воспитывались пятеро детей, младшенькая родилась в 1941 году. Жили бедно. Надя уже с семи лет помогала родителям зарабатывать на пропитание: выпиливала черенки для лопат на отцовской работе. Ей было пятнадцать лет, когда грянула Великая Отечественная война. Девушка вместе с отцом и братом ушла в партизаны. Кругом болота, топи, чужой не сунется. Во время боёв в прифронтовой зоне подростки подавали старшим товарищам боеприпасы. Вместе со взрослыми таскали огромные брёвна и строили переправы на болотах.

– От воспоминаний тех лет, кровь в жилах до сих пор стынет, – тяжело вздохнув, сказала Надежда Савельевна. – Однажды я пришла домой за продуктами из лесу, где скрывался наш партизанский отряд. Наши соседи были полицаями. Один из них меня увидел и сразу пришёл следом. Схватил за шиворот, выволок в сени и ударил прикладом автомата по голове. Не знаю, сколько времени пролежала без сознания, маме приказали ко мне не подходить, иначе перестреляют всю семью. Когда я очнулась, кровь шла изо рта и носа. Слава Богу, не убили. Потом эти звери поймали моего отца, расстреляли его на наших глазах и запрещали хоронить. Спустя трое суток мы смогли забрать тело отца. Много ещё было пережито в те годы.

После войны Надежда решила переехать в Сибирь, так она оказалась в Голышманово с мамой и младшими братом и сестрой. Ютились в бараках возле железной дороги. Она неграмотная. Сначала трудилась на стройках, потом устроилась на мелькомбинат. Перед уходом на пенсию поработала уборщицей в парикмахерской. Несколько лет назад купила Н.С. Соклакова квартиру. Она была в полуразрушенном состоянии.

– Заменила сгнившие полы и оконные рамы, с ремонтом помогла администрация района, выделила половину средств, – рассказывает Надежда Савельевна. – Меня поддерживают, обижаться на местную власть не приходится. Позже я наняла работников, обшили квартиру. Постепенно поставила новые заборы, построила стайку, баню и колодец. Теперь воду в дом провела. Стараюсь в порядке содержать свою усадьбу, пенсии на жизнь хватает.

В феврале следующего года Надежде Савельевне исполнится 90 лет. И в эти годы она не теряет оптимизма и жизнелюбия.

Фото автора

Автор: Оксана ТИТЕНКО