В преддверии профессионального праздника – Дня работников дорожного хозяйства – руководитель Маслянского ДРСУ Виктор Петрович Гурушкин посоветовал поехать на федеральную трассу в сторону Абатска. Почему? Потому что именно там в весенне-летне-осенний период производится основной объём дорожных работ. И вот служебная машина редакции уже в пути.
ЧТО СДЕЛАНО? ЧТО ПРЕДСТОИТ?
Для начала мы завернули в дорожное управление, так сказать, чтобы быть в курсе статистики, того объёма работ, которые проделаны в тёплый период нынешнего года.
– В этом сезоне объём был не такой большой. Но всё же потрудились хорошо. В селе Сладково обновлены улицы Степная (435 метров), Гурьева (145 метров), обустроены подъезды к домам. Построен тротуар (154 метра) на улице Ленина. Также на улице Козловского в Маслянке – 154 погонных метра, делали подъезды к домам. Но основная часть работ проходила и проходит на федеральной трассе в стороне села Абатское. Там проводится масштабное обновление дороги. Полный разбор полотна, выборка слабого грунта, замена его на более качественный, устройство дорожной одежды толщиной девяносто два сантиметра, обочин с укреплением щебня, тротуаров. Плюс – барьерное ограждение, – рассказывает главный инженер ДРСУ В.Н.Мухин.
– Управление в этом году пополнилось какой-то новой техникой? – задаю я вопрос.
– Нет. Всё необходимое у нас имеется. Новинок не приобретено. Но планируется поступление комбинированной дорожной машины, которая очищает дороги, занимается противогололёдной обработкой, – отвечает Виктор Николаевич.
Как функционирует техника дорожного управления, мы не раз видели в деле. Так что после короткого разговора с главным инженером отправляемся на важный объект.
УЧАСТОК СЛОЖНЫЙ
…День выдался пасмурный. На обочинах лежит первый снег. В воздухе парят пушистые белые хлопья. «Как же дорожники работают в такую погоду?» – недоумеваю я, поглядывая в окно из тёплого салона автомобиля.
Федеральная трасса Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск встречает нас тянущимися вереницами техники. Огромные фуры, одна за другой, выстраиваются в ряд. Между ними кое-где мелькают легковушки разных моделей. Образовываются настоящие пробки, которые постепенно рассеиваются. Но возникают далее, после нескольких сотен метров. Причиной этому является масштабный ремонт дорожного полотна. То тут, то там на обочинах виднеются ярко-оранжевые машины ДРСУ.
«Прокравшись» среди потока автотранспорта, мы подъезжаем к придорожному кафе «Кристалл».
– Ну и как же в таком огромном количестве техники найти маслянскую бригаду? – недоумеваю я.
– А по логотипу на машинах! – советуют коллеги.
Тихонько едем по трассе. «Казанское ДРСУ», «Абатское ДРСУ», «Викуловское ДРСУ»… А где же наши? Наконец-то вижу серый «УАЗ», откуда с улыбкой выходит старший прораб Н.Б.Дворецкий.
– Думала уже, придётся Вам звонить, чтобы не заблудиться среди такого оранжевого разнообразия, – смеюсь я.
– Вот так мы и работаем! – разводит руками Николай Борисович.
ОПЫТ ПРЕОДОЛЕЕТ ВСЁ!
Беседовать с прорабом под открытым небом, на ветру и при летящих снежинках, при гуле тяжёлой техники и дальнобойных кортежей, проезжающих мимо, – совсем не вариант. Но… Журналисты всегда найдут выход из любой ситуации! Пробравшись через горы щебня, глины, мы направляемся в кафе. После обеда оно опустело, поэтому располагаемся прямо за одним из освободившихся столиков.
– Весной мы приехали на участок. Сначала наша бригада обновляла шесть километров. В сентябре закончили, а затем перебазировались на данный объект. Здесь работаем на пятистах метрах. Кроме нас, задействованы дорожники из Казанки, Абатска, Викулова и других управлений. На первом шестикилометровом участке трудились от десяти до тридцати наших работников. По-разному было. Работали землеройные машины, экскаваторы, катки, автогрейдеры, «КамАЗы», погрузчики. Сейчас ремонтируемое расстояние на порядок меньше, но техника та же. Да и кадры. Кроме федеральной трассы, маслянская бригада ещё занимается обуст- ройством территории возле здания кафе. Тоже укладываем щебень, затем положим асфальт. Асфальтобетонная масса поступает из Ишима, – рассказывает Н.Б.Дворецкий.
– Срок сдачи объекта – конец октября. Успеваете? – задаю вопрос.
– Стараемся. Многое зависит сейчас от погодных условий. Видите, пошёл снег, это затрудняет работу. Сегодня асфальт не кладём, будем ждать погожие дни. Думаем, зима ещё не окончательно вступила в свои права, – отвечает мой собеседник.
Рабочий день дорожников начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером. Трудовой ритм, конечно, очень насыщенный.
– Это привычка! С годами свыкаешься с таким режимом работы, – улыбаясь, говорит Николай Борисович.
Данный участок ещё труден тем, что на федеральной трассе довольно интенсивное движение. Потому подвозить щебень, грунт тяжело. Но дорожникам не впервой! Опыт побеждает трудности. В этом мы убедились, выслушав мнение одного из стажистов.
– В Маслянском ДРСУ я работаю уже тридцать четыре года. Начинал на «Кировце», сейчас управляю автогрейдером. Эта техника, конечно, сложнее. В молодости наставники учили, показывали. Сейчас уже по прошествии стольких лет привык. Нынешний автогрейдер современный, проходил курсы обучения в Ишиме, чтобы на нём ездить. На таком сложном и ответственном участке работаю уже второй год. Не спорю, трудно. Но дороги строить всё равно надо! – говорит в беседе А.Ю.Лапин.
МОЛОДО – НЕ ЗЕЛЕНО
…Гул техники не прекращается. Туда-сюда снуют катки разной мощности. Замечаю, что ими управляют молодые водители.
– Молодцы парни! Учатся, стараются перенимать опыт! – хвалит Н.Б.Дворецкий.
После разговора со стажистами я просто не могла не выслушать мнение тех, кто не так давно пришёл в Маслянское управление.
– Сейчас работаю на погрузчике. Отец у меня трудится на такой же технике, младший брат – на асфальтобетонном заводе в ДРСУ. Семейный подряд получается! – смеётся Павел Богутский и добавляет: – Работа дорожников трудная, но интересная. Нисколько не пожалел, что пришёл сюда.
– Тружусь в Маслянском дорожном ремонтно-строительном управлении третий год, всё это время на катке. Машина немецкого производства, очень качественная. Чтобы уметь водить, учился в Тюмени, – присоединяется к разговору Виктор Добрачёв.
– Когда смотрю на каток, всегда возникает вопрос: сколько же он весит? – интересуюсь.
– Ну мой, например, лёгкий, одиннадцать тонн. Есть разная техника. Более тяжёлая бывает весом и четырнадцать, и двадцать пять тонн. Катаю щебень и асфальт, – удовлетворяет моё любопытство молодой специалист.
…Пока парни позировали нашему фотокорреспонденту возле техники, я снова и снова осматривала строительный участок дороги. Промозглый ветер, снег, нависающие тучи – и под всем этим хмурым погодным «зонтом» кипит непрекращающаяся работа. Настоящий дорожный цех под открытым небом!
– А в машинах хоть есть тепло, они как-то отапливаются? – задаю беспокойный и в какой-то мере риторический вопрос.
Так как он не был адресован кому-то конкретно (скорее, не вопрос, а мысли вслух…), то и ответа не получила. Ещё раз поёжилась от холода и поспешила в служебное авто.
На обратном пути много думала: «С чего начать журналистский материал?». И знаете, уважаемые читатели, он сложился быстро! Наверное, потому, что я ещё раз убедилась: дорожники – настоящие профессионалы. В любую погоду. В любое время года. С наступающим праздником вас, работники дорожного хозяйства!
Фото Алексея ЛАВРОВА.