Медиакарта
14:17 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

ПУСТЬ БУДЕТ ГЛАДКОЮ ДОРОГА!

08:43 | 21 октября 2015
Источник: Знамя Труда

Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги, да степной бурьян…

Эта песня до слёз трогала сердца фронтовиков, исходивших тысячи вёрст военных дорог, терявших по ходу своих однополчан. Всестороннюю характеристику фронтовых путей-дорог вполне могли бы дать  дорожники того времени, в том числе и сорокинские. В августе 1941 года ушли на фронт  мастер Зайцев Степан Иванович, тракторист Колмаков Александр Тимофеевич. В 1939 году был призван на службу в РККА, а затем отправлен на фронт бухгалтер Андреев Василий Евтропович.

Дорожный отдел Сорокинского райисполкома был образован в 1930 году с численностью рабочих и служащих 15 человек. Первым  начальником был Касьянов Григорий Андреевич. Обслуживал отдел 430 километров  грунтовых дорог, многие из которых были непроезжими. Для выполнения дорожных работ на предприятиях района была введена дорожная повинность. По территориальному делению к околоткам закрепляли колхозы. Все дороги были поделены на участки между дорожными мастерами и десятниками, которые вели учёт отработки и выписывали наряды. Вёлся строгий контроль над  эксплуатацией трёх хозяйственных лошадей, за проработанный день (не более 10 часов) взимали 15 рублей. Поездка на лошади в какой-либо населённый пункт оплачивалась по 50 копеек за километр. Для предотвращения разрушения участков автодорог и мостов в летний сезон на дорогах строили шлагбаумы и организовывали круглосуточную охрану. Отрыть шлагбаум для автодвижения разрешалось при условии полного просыхания профиля.

После окончания войны в декабре 1945 года в доротдел устроился прорабом участник Великой Отечественной войны Иван Васильевич Вакуленко. В 1942 году, получив рабочую профессию плотника в омском фабрично-заводском училище, полгода возглавлял плотницкую бригаду стройтреста. А в начале 1943 года ушёл на фронт добровольцем. С боями, ранениями, лечением в госпитале и снова с боями он в составе Гданьской военной группировки форсировал реку Одер. Дошёл до Берлина. За ратный труд в 1985 году его наградили Орденом Отечественной войны I степени.

С победного 45-го он отслужил на мирной ниве  – на строительстве дорог в Сорокинском районе – 37 лет. От дорожного ремонтёра к мастеру и главному инженеру – таково было его движение по службе, вершина которого – руководитель Сорокинского дорожного ремонтно-строительного участка (с ноября  1968  до мая 1982 года).

В шестидесятые годы начинается активное строительство и ремонт внутрирайонных автомобильных дорог. Связано это с восстановлением Сорокинского района в новых границах в 1965 году. Коллективом руководил до ноября  1968 года Козлов Николай Филиппович.  Хлопотное хозяйство оставил он  преемнику. Но  И.В. Вакуленко был настойчивым, упорным человеком. Помогала военная закалка. В 1974 году его заслуги были высоко оценены Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог – его наградили значком «Почётный дорожник СССР». Можно образно сказать, что это был «последний из могикан». Больше никто не удостоился  знака советского образца.  Иван Васильевич  не мог разделить свою жизнь на две части, его мирные  дороги стали продолжением военных. Когда он вспоминал  лихие годы,  на его глаза наворачивались слёзы.

 А дорога дальше мчится,

      пылится, клубится,

А кругом земля дымится.

Чужая земля.

На своей земле надо созидать, строить, дороги – не в последнюю очередь.

Семь лет руководил коллективом Кожевников Анатолий Васильевич, двенадцать лет  – Ковригин Сергей Тимофеевич. С 2001 года по сегодняшний день руководит Сорокинским ДРСУ Сумин Александр Николаевич.

К опыту строителей старшего поколения молодёжь обращается внимательно. Но  время идёт. Создаются новые машины, разрабатываются новые подходы, технологии (ноу-хау, одним иностранным словом) . На торжественном собрании в День работников дорожного хозяйства  вручена Почётная грамота  головного предприятия молодому асфальтобетонщику Долгих Ивану Николаевичу. Добрых слов заслуживают и другие молодые строители дорог.

Коллектив Сорокинского ДРСУ  идёт в ногу со временем. Третье тысячелетие ознаменовано высоким результатом многолетних усилий. До всех административных центров сельских поселений  подведён асфальт, по центральным улицам проложено широкое асфальтовое полотно.  Федеральные дороги серой лентой мчатся вслед за строителями вдаль. Сегодня они работают в своём районе, завтра выполняют заказы в Ишимском, Викуловском, Тюменском районах. В данный момент строители завершают работы на участке федеральной дороги в Абатском районе. Сорокинское ДРСУ АО «ТОДЭП» занимается содержанием областных (300,28 км), муниципальных автомобильных дорог и дорог поселений (133,126 км). Работы ведутся согласно нормативам и сдаются с оценкой качества.

Давайте совершим небольшой экскурс в последнее десятилетие. В 2006 году продолжено взятое в 2005 году обязательство по строительству автодороги Сорокино– Знаменщиково, участка Рюмиха-Знаменщиково. В 2007 году ремонтировали дорогу Ишим-Викулово, дорогу Сорокино-Пинигино- Рядовичи. В 2008 году занимались благоустройством территории ДРСУ. Запустили асфальто-бетонный завод. Одна из главных задач – благоустройство населённых пунктов. В районном центре проведены дорожные работы по улицам  Ленина, Ударной, Кирова, Заводской, Болотной, Новой, З. Космодемьянской, Северной, Чапаева и др. обеспечили проезд по улицам сёл Пинигино, Александровка, Жидоусово, провели ремонтные работы в д. Желнино и с. Калиновка. Естественно, объёмы работ проводятся в соответствии с  финансированием.

Гордость коллектива – ветераны отрасли Казаков А.Н.,  Криволапов А.А.,Ковригин С.Т., Мулявин С.И., Чулошников И.А., Куликов С.С., Богданов Н.А.

Мастер Лозовенко Николай Лаврентьевич отдал строительству и ремонту автодорог 35 лет.

Шестнадцать лет трудится В ДРСУ машинист автогрейдера Евгений Аркадьевич Сергеев,  перенял профессию дорожника от своего отца  Аркадия Михайловича.

Замечательная трудовая биография машиниста экскаватора Фролова Леонида Ивановича, трудовой стаж которого двадцать семь с половиной лет. Имеет знак отличия «Почётный дорожник».

Многие машины освоил за двадцать два года работы Федоренко Николай Александрович, выполнил много сложных заданий на «отлично».

Почти пятнадцать лет славно трудится машинистом бульдозера Сутулин Юрий Иванович.

Десятый год работает главным инженером предприятия Петреченко Денис Владимирович. Он там, где идёт строительство. Это грамотный, самостоятельный, надёжный специалист.

Можно продолжать перечень имён и фамилий. Штат ДРСУ укомплектован грамотными, квалифицированными работниками. В организации трудится 66 человек.

В нашем болотистом низменном крае строить дороги – великий труд. От грунтовых большаков  до дорог с твёрдым покрытием  путь более чем в полвека.

Директор  Александр Николаевич Сумин уверен, что сорокинские дорожники и в Тюменском крае, и в Москве, и на любых дорогах мира не уступят в профессионализме  столичным  профи.  Сегодня по дорогам района весело бегут «нивы», «мерседесы», «волги» и «жигули», «джипы», "вольво" и "тойоты"….   –  на запад и восток, на юг и север. Мечты сбываются. Структурные перемены за 85 лет существования ДРСУ происходили часто.

Вот и сегодня оптимизация  изменит в скором времени аббревиатуру предприятия. К лучшему ли это – покажет время. Важно, чтобы строили много хороших дорог  под мирным небом для мирной жизни.

Снег ли, ветер

Вспомним, друзья,

Нам дороги эти

Позабыть нельзя…

Поздравляя коллектив с профессиональным праздником и 85-летием со дня основания в Сорокинском районе дорожного отдела, Александр Николаевич Сумин поблагодарил коллег за качественый труд, пожелал оптимизма и веры в хорошее будущее

Автор: Людмила ДЮРЯГИНА