Идея испытать профессию механизатора у меня возникла давно. Пару-тройку раз журналистская судьба забрасывала на сельскохозяйственные «полигоны». Но одно дело – взять интервью у комбайнёра и совсем другое – самой сесть за «штурвал» «корабля полей». Всегда интересно проверить именно то, к чему не имеешь никакого отношения. Но не всегда наши желания совпадают с возможностью! Как только я собиралась с диктофоном «наперевес» идти в поля, как что-нибудь не ладилось. Одна погода чего стоит! Такой капризной дамы в мире, наверное, больше нет. И только недавно мне удалось проверить эту профессию. Свой «трудовой подвиг» (а именно дискование стерни) я совершила в районе деревни Катайск.
На все руки мастера!
– Механизаторы выполняют большой объём работы. Без дела не сидят. Операции меняются в зависимости от сезона. Весной, летом, осенью трудятся на полях. Если погода не позволяет, занимаются техникой – проверяют, ремонтируют. Зимой работают в животноводстве – чистят, подвозят корма и так далее. Настоящий механизатор может управлять любым видом сельхозтехники, – рассказывает заведующий Никулинским отделением СПК «Таволжан» Э.Р.Мамедов.
К слову, исторически сложилось: несмотря на тяжёлый труд, профессия механизатора была в почёте. Они первыми осваивали технику (что в деревне не маловажно). А в годы войны в первую очередь именно трактористов мобилизовали на фронт и, обучив, доверяли бронетехнику.
Фамилия хлебом пахнет!
Моим непосредственным наставником стал В.В.Колосов (ну надо же, фамилия словно хлебом пахнет!). В Сладковский район он переехал из Казахстана. В СПК «Таволжан» работает второй год, а общий стаж более десяти лет. Сам он из семьи механизаторов: и отец, и братья выбрали эту профессию. Новоявленного стажёра, то есть меня, встретил приветливо, рассказывал о работе обстоятельно. Но за руль не пустил (не по Сеньке шапка): для управления этим агрегатом необходимы соответствующие знания.
«Полёт» в космос
По железной лестнице вскарабкалась в кабину (не уверена, что изящно, но старалась). Возле водительского сиденья небольшое сиденьице (наверное, для стажёра). Села. Перевела дух и …поняла, что отсюда я уже не уйду. Ни за какие коврижки! Обзор в кабине – на все четыре стороны света, и такая высота, что мои коллеги внизу да и редакционная машина как-то сразу уменьшились. Страшно, но интересно!
– А дверца хорошо закрыта? Не выпаду? – обеспокоенно спрашиваю я.
– Всё нормально, не бойтесь, – успокоил Колосов.
– Тогда поехали! – сказала я, почувствовав себя немножко Юрием Гагариным. Если честно, для меня любой комбайн – это целый космический корабль. Тем более, что в кабине «Кейса» светились какие-то кнопочки, приборчики. Да и вообще полеводство для меня – настоящий космос!
– Трогаемся. Опускаем дискатор, – объясняет свои действия механизатор.
Едем по полю. Машина шумит, но совсем немного (снаружи и то грохота больше). Разговор можно вести, не особо напрягая голосовые связки. И почти не трясёт.
– Это мы поперёк борозд идём. Шли бы вдоль – вообще бы не трясло, – замечает Виталий.
…В одном из красочных журналов, рассказывающих о агропромышленном комплексе, я как-то наткнулась на фото: по золотой ниве плывут комбайны, за «штурвалами» которых водители в белоснежных футболках. Неужели это реально?
– А почему бы и нет? В этом комбайне установлен кондиционер, кабина герметична, пыли особо нет. Можно спе-цовку скинуть и так работать, – ответил Колосов.
– Современные машины позволяют в одиночку выполнять огромный объём работ. Не скучно одному по полю кататься? – интересуюсь я.
– Привык уже. Да и радио в кабине работает, можно послушать, что в мире делается, или музыку включить. Ну а иногда народу больше работает, так и словечком перекинуться можно, – говорит механизатор.
…Это очень красиво!
Иногда мы замолкаем. Какая же красота вокруг! У осени свои любимые цвета. Серое небо. Жёлтый лес. Чёрная пашня (там, где прошёл дискатор). Рыжая стерня. И такой простор кругом! На мгновение кажется, что мы и вправду в космосе – одни в целой Вселенной…
Вокруг «Кейса» летают, не боясь огромной машины, птицы – лакомятся насекомыми. Вот ведь как: механизатор не только кормит людей, сельскохозяйственных животных, но и птиц в дикой природе.
Машина в помощь
– А тяжело рулить? – спрашиваю я, наблюдая за своим наставником.
– На этой машине – нет. Словно на легковушке едешь. Никакого напряжения, – делится Колосов. – Но я на разной технике работал, бывало, приходилось повозиться.
Верю на слово. Хотя при таких огромных колёсах и дискаторе «на хвосте» машина должна быть тяжёлой в управлении.
…Но вот моя стажировка окончена. Я снова внизу, на земле. Меня совсем не качает, и почва из-под ног не уходит. Мм, мягкая посадка!
– Спасибо за науку! – машу рукой своему наставнику.
Каждая профессия – это море. Человек входит постепенно, а если ему некомфорт-но, всегда может вернуться на берег. Моя стажировка показала, что я лишь вошла в воду, чуть замочив ступни. Настоящие покорители полей – это опытные (каждый сезон преподносит свои сюрпризы), грамотные (в их руках находятся довольно сложные агрегаты), ответственные (трудятся до последнего зёрнышка) люди. Просто асы. Проверено.
Фото: Алексей Лавров