Медиакарта
11:58 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ВРЕМЕНИ

08:52 | 24 октября 2015
Источник: Знамя Труда

16 октября 2015 года на базе МАОУ «Сорокинская СОШ № 2» прошло выездное заседание муниципального совета по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Основная тема, которую обсуждали его участники, называлась «Внедрение агротехнологического  направления в школе».

Повестка дня включала посещение открытых  занятий  по теме заседания и их анализ в группах,  сообщение по обсуждаемой теме директора школы В.В. Сальниковой, подведение итогов заседания.

Вначале члены совета, разбившись на группы, посетили открытые занятия, проходившие параллельно.

Занятие элективного курса «Ландшафтный дизайн» по теме: «Обустройство участка земли с домом» с десятиклассниками провела учитель технологии Т.М. Жукова. Проходило оно в форме деловой игры. Гостями были главы администраций сельских поселений – Сорокинского (Ю.Д. Радаев), Знаменщиковского (Е.Н. Рахметова), Покровского (Л.Ф. Дороганова). Ребята разбирались в тонкостях ландшафтного дизайна. В первой части занятия они выступали в роли дизайнеров, во второй – стали журналистами. При выполнении домашнего задания школьники должны были выяснить, какие экологические проблемы есть в нашем селе, попытаться найти способы их решения, а затем озвучить это на занятии. Среди вскрытых ребятами проблем – недостаточное количество  детских площадок в селе, отсутствие мест для купания, неудовлетворительное экологическое состояние реки Ик и прибрежных полос, недостаточное обустройство пришкольной территории.

Некоторые волнующие их вопросы старшеклассники и  педагог задали  Ю.Д. Радаеву.  Так, было высказано замечание по поводу регулировки шлюзов. Главу поселения также попросили обратить  внимание на трубы, оставленные строителями  под центральным мостом по окончании его реконструкции (из них была сооружена временная дорога через реку). Из-за этих труб течение остановилось, река затянулась тиной, перестали бить ключи. Высказали своё мнение ребята и о строительстве, начатом за автовокзалом, близко у реки. Юрий Дмитриевич сказал, что все замечания и пожелания взял на заметку.

В конце занятия ребята отметили, что главная ценность таких уроков  –  в возможности смело высказывать свои мысли, делиться идеями и быть уверенным, что тебя услышат. Гости подчеркнули ярко выраженную профориентационную направленность занятия, большой багаж знаний десятиклассников по изучаемой теме, их практицизм, умение нестандартно и творчески  мыслить, аргументированно высказываться и, конечно же, неравнодушное отношение ко всему, что происходит на их малой родине. «Я уверен, когда эти дети создадут свои семьи, их приусадебные участки будут самыми красивыми в селе!», – сказал Ю.Д. Радаев, делясь впечатлениями.

Остальные открытые занятия, по мнению присутствовавших на них членов совета, были не менее познавательными и содержательными. Так, на уроке, проведённом учителем истории и обществознания Е.В. Митрохиной в рамках предметного курса по обществознанию (тема: «Перспектива развития сельскохозяйственной отрасли в Сорокинском районе: составление бизнес-плана предприятия»),  учащиеся 11класса составили и с успехом защитили бизнес-проект мини-птицефермы. Ребята решили, что лучшим вариантом организационно-правовой формы предприятия будет крестьянское фермерское хозяйство. Выбор был обусловлен тем, что в данном случае потребуется небольшой пакет документов,  затраты на регистрацию деятельности будут минимальными. Назвали предприятие «Сорокинская птицефабрика», обозначили цели бизнеса. С помощью презентации наглядно представили основные затраты на старт проекта, планируемые результаты. Члены совета оценили проект  как перспективный, имеющий право на существование.

Интересно прошло занятие  кружка  «Земля – наш дом» по теме «Состав и структура почвы» (5–6 кл., учитель – Т.Л. Янгирова). Понравилось  внеурочное занятие в 3 и  4 классах «Хлеб – всему голова» (духовно-нравственное направление, учителя – Н.В. Боброва, О.А. Шипицина).

После анализа занятий был заслушан доклад директора школы В.В. Сальниковой о реализации в школе агротехнологического направления. Она пояснила, что в целях повышения качества образования, стремясь вызвать интерес учащихся к определённой области деятельности для дальнейшего получения профессии, школа N 2, как и многие другие, встала перед необходимостью перехода на профильное обучение. В связи с этим  на педсовете, состоявшемся 29 августа 2013 г., был рассмотрен проект программы развития школы на 2013 – 2017 гг. Программа была принята в работу, утверждена  приказом по школе, согласована с  Управляющим советом школы. Выбор агротехнологического профиля был определён тем, что наш район – сельскохозяйственный. Изучение запросов рынка труда в муниципалитете и опрос работодателей села Б. Сорокино подтвердили существование потребности в кадрах сельскохозяйственного профиля, и с годами она будет только увеличиваться.

Директор школы рассказала о том, что реализация агротехнологического направления началась с анализа кадрового состава, который показал, что в общеобразовательном учреждении обеспечен высококвалифицированный кадровый состав педагогов, позволяющий осуществить доступный уровень качества преподавания с учётом изменений, происходящих в сфере образования и общества в целом.  Было проведено анкетирование с целью определения спроса на предпрофильное и профильное обучение. Анализ анкет показал, что имеются проблемы, связанные с выбором профессии (у многих школьников он является традиционным, не вполне соотносящимся с их реальными способностями и возможностями, недостаточны знания выпускников и их родителей о ситуации на рынке труда и востребованных профессиях).  

Проанализировав  запросы учащихся, родителей (законных представителей) сформировали учебный план МАОУ СОШ N 2 на 2015/16 учебный год, в котором агротехнологическое направление будет реализовываться через содержание образования и воспитания. Согласно ему на уровне начального общего образования внеурочная работа по экологическому направлению  ведётся  по программе З.И. Тепловой  «Мир родного края – глазами души», адаптированной  учителями начальных классов Т.А. Новосельцевой и  О.И. Скляновой к местным условиями и требованиям. Она нацелена на обеспечение реализации агротехнологического направления,  формирование представлений о  культуре труда, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, способствует профессиональному самоопределению школьников, решает задачи воспитания бережного отношения к окружающей среде, воспитывает в детях  стремление активно участвовать в делах класса, школы, села. Ведётся  проектная деятельность по программе «Познаю мир». Духовно-нравственное направление  представлено деятельностью кружка «Введение в экологию» (1– 4 кл.). 

На уровне основного общего образования  два часа вариативной части (школьного компонента) распределены так:  1 час учебного плана в 9 классе отведён на предметные курсы; 1 час – на предпрофильную подготовку выпускников 9 класса. Социальное направление представлено клубом  общения «Все вместе». Духовно-нравственное направление в 5 – 6 классах  – кружком «Огонёк души» (его программа является  продолжением программы кружка «В судьбе природы – наша судьба», проводимого  с учащимися 1 – 4 классов).

Отдельные темы по краеведению, вопросам  экологической направленности, формирования здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности будут изучаться в соответствующих учебных предметах  федерального компонента, в предметных  областях «Филология», «Общественно-научные предметы», «Естественно-научные предметы». Развитие агротехнологического профиля усилено в 9 классе  изучением предметных курсов по выбору учащихся.

Работа предметных кружков также направлена на реализацию  задач экологического воспитания, на расширение различных видов проектной деятельности, на развитие в школе агротехнологического направления, способствующего  получению выпускниками  школы востребованной на селе профессии.

На уровне  среднего  общего образования развитие агротехнологического профиля усилено изучением предметных курсов по выбору учащихся по биологии, географии, направленных на повышение качества обучения, расширение знаний и развитие учебных навыков по предметам, которые учащиеся планируют сдавать в ходе государственной (итоговой) аттестации.

Практическая деятельность подразумевает апробацию умений и навыков через практические работы на занятиях в школе, но основной формой практической деятельности остается общественно полезный труд в течение учебного года и социально значимая деятельность и трудоустройство учеников в летний период.

 В школе  на протяжении многих лет комплексно осуществляются экологическое, эстетическое и трудовое воспитание. До настоящего времени на территории школы находится приусадебный участок для выращивания картофеля и овощей. Ежегодно оформляются цветочные клумбы перед школой и наклонная клумба на летней площадке.

Проанализировав итоги работы (в том числе и результаты участия детей в конкурсах и олимпиадах) по реализации агротехнологического направления, Вера Викторовна подчеркнула, что  ключевой задачей школы является обеспечение старта и условий для профессионального самоопределения и развития  учащихся, возвращение их на родную землю сложившимися специалистами.

Члены совета одобрили опыт работы коллектива школы N 2 по реализации агротехнологического направления в образовательном учреждении.

Было принято решение: руководителям образовательных учреждений продолжить практику работы по внедрению системы профориентационных мероприятий (в том числе сельскохозяйственного направления) для учащихся с учётом возрастных особенностей;  создать условия для развития высокого уровня  профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающего формирование осознанного выбора  постшкольной траектории жизнеустройства в сельской местности; отделу образования администрации Сорокинского района осуществлять контроль над выполнением решений заседания муниципального совета по реализации ПНП «Образование» от 16 октября 2015 года.


Автор: Марина ЛАКМАН