Медиакарта
12:32 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Требуется психологическая помощь и человеческое участие

В современном образовании все больше внимания уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Их опекают специалисты психолого-медико-педагогической службы. Такая организация у нас в районе была создана при отделе образования полтора года назад. О её работе – наш разговор с руководителем структурного подразделения Светланой Ивановой.

– Светлана Анатольевна, с чего начали новое дело?

– Для меня это знакомая сфера, шестнадцать лет работаю в психолого-медико-педагогической комиссии. Начинала психологом, потом стала председателем. Сейчас комиссия находится в составе нашей службы. В штате ПМПС – логопед и дефектолог. Прежде всего, мы сформировали банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. На сегодня здесь зарегистрировано 200 человек, большинство – с лёгкой умственной отсталостью и задержкой психического развития. Около двух десятков наших подопечных страдают глубокой умственной отсталостью, количество детей с таким диагнозом выросло за последние годы. На домашнем обучении – девятнадцать человек. В банке данных числятся 82 ребёнка-инвалида, из которых двадцать два занимаются по общеобразовательным программам. В районе значительно увеличилось число детей с серьёзными речевыми патологиями. Один слабослышащий ребёнок обучается в обычной школе. На каждого заведены карты сопровождения, с детьми ведётся непрерывная работа до их совершеннолетия.

– Какова главная цель в работе психолого-медико-педагогической службы?

– Наша задача – своевременное выявление и диагностика отклонений в физическом и психическом развитии, в поведении детей. По договору в комиссии вместе с нами работают сотрудники областной больницы № 11 и образовательных учреждений: педиатр, невролог, психиатр, олигофренопедагог и педагог-психолог. Каждый специалист тестирует ребёнка по своему профилю. Заседание комиссии проводится только по заявлению родителей или с их согласия по направлению образовательных учреждений. Родители обязательно присутствуют во время обследования ребёнка, подписывают итоговый протокол. По результатам осмотра определяется характер и продожительность коррекционной помощи детям, программа обучения и специальные условия – всё зависит от диагноза. К сожалению, часто на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование дети попадают только в том случае, когда школьная неуспешность уже достигла предела.

– Когда родителям стоит бить тревогу?

– Желательно в раннем детстве, и перед собой мы ставим задачу больше работать с дошкольными учреждениями. За период работы службы на обследование детсадовцев пока поступило около десятка заявлений. Большая беда в том, что родители чаще всего не готовы признать проблему со здоровьем ребёнка, не хотят лечить и работать с ним, усугубляя ситуацию. Теряется драгоценное время. Задержка психического и речевого развития корректируется. Недавно мама приводила на повторное обследование ребёнка после годового курса лечения, перемены к лучшему сразу заметны. Я уверена, что у него теперь не возникнет проблем с учёбой в школе. А вот другой пример. Всё лето работали с ребёнком, у которого явная задержка психического развития. Рекомендовали обучение в школе с восьми лет, но родители к этому не прислушались, могут возникнуть трудности в учёбе. Некоторые родители считают нормой, что дети-дошкольники не знают дни недели, времена года, полное имя мамы, папы, близких, адрес проживания, свой день рождения. Они слабо ориентируются в пространстве и времени, а это – уже проблема. Многие родители вообще не замечают у своего дитя дефектов речи, они привыкли его понимать так, как он говорит. Поэтому часто удивляются решениям психолого-медико-педагогической комиссии, не соглашаются с ними. Со спорными вопросами советуем обращаться в областную службу. Обращаюсь к родителяи с просьбой: приводите к нам детей, не надо бояться нашей службы, если есть проблемы, будем помогать решать их.

– Какие ещё обязанности выполняют специалисты психолого-медико-педагогической службы?

– Сегодня ПМПС – это методический центр по вопросам обучения, воспитания и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Мы консультируем родителей и педагогов, разрабатываем методические рекомендации для образовательных учреждений, посещаем семьи. Контролируем проведение учебных и коррекционных занятий, следим, чтобы оказываемая помощь была эффективной. Выезжаем в школы, где проводим диагностику детей. Плотно сотрудничаем с завучами, социаль­ными педагогами и классными руководителями. Мы учим своих подопечных адаптироваться в социальной среде, ведём с ними профориентационную работу. В прошлом году из школ района выпустились 36 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. С этого года выписываем направления в специальные учебные заведения, где ребята могут получить профессию. Большинство подростков, которых мы опекаем, учатся в местном агропедколледже, рядом с домом им легче. Несколько ребят получают рабочие специальности в Тюменском колледже водного транспорта и Тобольском техникуме.

– Специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в районе недостаточно. Как решается кадровая проблема?

– Испытываем дефицит кадров. Дефектолог у нас вообще один на весь такой большой район, работает в нашей службе. Три психолога – в школах № 1, № 2 и № 3. Лучше дела обстоят с логопедами. Эти специалисты есть во всех детских садах и школах посёлка Голышманово, а также в Гладилово, Ламенке и Малышенке. Всего в образовательных учреждениях района функционирует 12 логопедических пунктов. В этом году дополнительно открыты три ставки. Однако проблема с оказанием логопедической помощи остаётся актуальной, особенно в сёлах. Думаю, необходимо создать логопедическую группу хотя бы в одном детском саду. Там могли бы заниматься дети с тяжёлыми нарушениями речи.

– Светлана Анатольевна, каких результатов в работе вы достигли на данном этапе?

– По итогам работы за прошлый год одиннадцать детей переведены на общеобразовательную программу. У 20-25 процентов наших подопечных есть позитивные перемены в развитии, но они нуждаются в дальнейшей коррекционной работе. В каждом образовательном учреждении созданы психолого-медико-педагогические консилиумы. Радует, что учителя общеобразовательных школ потихоньку начинают привыкать работать с особенными детьми. Это очень тяжелый труд, не каждый педагог готов терпеливо, изо дня в день, вместо обучения своему предмету отрабатывать с ребёнком элементарные навыки самообслуживания, координации телодвижений. На занятия с такими детьми уходит много времени, в итоге не всех получается социализировать, но их необходимо вовлекать в школьные коллективы. По индивидуальному графику специалисты нашей службы проводят коррекционные занятия с детьми, имеющими тяжёлые и множественные отклонения в развитии. Есть положительные результаты, родители довольны. Важно и то, что в обществе постепенно меняется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в лучшую сторону.

Автор: Оксана ТИТЕНКО