Медиакарта
17:55 | 19 мая 2019
Портал СМИ Тюменской области

Как спасти скорую?

ДОСЬЕ. Сергей БЕМ. Фельдшер общепрофильной бригады. С 17 лет работает в медицинской сфере. Окончил медицинский колледж в Шадринске, с 3-го курса начал работать санитаром в местной больнице. В 2013 году переехал в Тюмень. Победитель регионального конкурса «Славим человека труда-2015» в номинации «Лучший фельдшер скорой медицинской помощи».

Нововведения в системе скорой помощи сейчас обсуждают чуть ли не каждый день. Только в прошлом номере мы писали о том, что в некоторых случаях скорую хотят приравнять к полиции. А еще предлагают увеличить штрафы водителям, которые не пропускают медиков.

О том, к чему приведут нововведения, а также о сложностях и радостях в работе скорой помощи мы поговорили с Сергеем БЕМОМ, фельдшером общепрофильной бригады станции Тюменской скорой помощи. Ему всего 25, но за плечами - опыт работы в 8 лет и недавно полученное звание лучшего фельдшера в регионе.

Кому нужна скорая?

- Сергей, у нас люди привыкли вызывать скорую помощь почти по любому поводу. Мешает это работе?

- По моим ощущениям, непрофильных вызовов (не для скорой помощи) у нас примерно процентов 70. Например, человек кашляет три дня и решает в три часа ночи позвонить нам. Все почему-то думают, что скорая помощь - это выездной консультативный центр. Много вызовов бывает, где ты в принципе не нужен, где поликлиника должна делать свою работу. Просят, например: «Выпишите мне лечение». А мы ведь только рекомендации можем дать. Я пациентам всегда говорю: «Вы не подумайте, что я вредный. Просто у нас даже бланков таких нет». Недавно был вызов днем: молодой мужчина сказал, что у него месяц болит плечо. Говорит: «Увезите меня, чтобы обследовали». Вот такая просьба. А диагноз-то у него был не страшный, терапевтический. Он решается не в экстренном порядке, а в плановом, когда можно записаться к врачу, пройти ряд обследований.

- А почему так происходит? Люди не знают, чем занимается скорая помощь?

- Да, они плохо осведомлены. Человек иногда вызывает нас, чтобы просто узнать, что с ним. Он не медик, и в этом обвинять его нельзя. Хорошо бы, чтобы разъясняющая работа по телевидению шла, моделировали ситуации, когда нужна скорая помощь, когда нет. К тому же из-за таких ситуаций бывает, что не успеваем к пациентам, жизни которых и вправду что-то угрожает. А мы не можем выехать, потому что бригада одному объясняет, что если у него месяц болит плечо - это не срочно, второму - что от температуры принимать, третьему - что насморк не столь страшен.

- Врачей нередко обвиняют в бездушности, мол, не посочувствуют даже...

- Нужно уметь сохранять тонкую грань между состраданием и безразличием. Я не должен вместе с пациентом плакать. Моя задача - помочь ему. Но помощь - она же не только в уколах. Кому-то просто нужно сказать правильные слова. А еще иногда приходится слышать: «Да вы что делаете?», «Да у него не то». Или, когда мы с пациентом беседуем, кричат: «Да что вы с ним разговариваете? Везите его в больницу скорей!». Все подряд советуют! Послушаешь одного, второго, и в голове каша будет, поэтому нужно уметь еще и отвлекаться вовремя.

Разве это оптимизация?

- Сейчас много говорят о модернизации здравоохранения, реформы проходят. Вы на себе почувствовали положительные изменения?

- Мое личное мнение, что продвижения особого нет. Что это должно означать для простого, рядового сотрудника? Увеличение зарплаты и улучшение условий труда. Расширения штата ни на одной скорой нет, судя по рассказам моих коллег из других городов - Мегиона, Сургута, Урая. Поэтому порой есть жалобы на задержки бригад, когда люди ждут скорую больше часа. Раньше был великолепный стандарт - 1 бригада на 10 тысяч человек. Сейчас вообще нет стандартов. А ведь города растут. Посмотрите, сколько домов строят в Восточном микрорайоне - целыми кварталами! А как сидел терапевт один на участке, так и сидит. Естественно, он даже не успевает все разъяснить пациенту из-за нехватки времени. Человек уходит с рецептом, но и понятия не имеет, от чего ему прописали таблетки. И то пьет их, то не пьет. В итоге, приезжаем мы.

- А программа оптимизации как проходит?

- Звучит очень красиво. Но что сокращают в первую очередь? Сотрудников. Ладно, хоть скорую помощь не трогают. А вот поликлиники попали под удар: закрывают их даже в крупных городах. А чтобы нагрузить врачей, придумали нормативы - 12 минут на человека. За это время нужно выяснить, что случилось с пациентом, выписать лечение и заполнить море документации. А ведь заболевания у всех разные. Кто-то с насморком, а у кого-то развивается редкое генетическое заболевание. Его нужно заподозрить на уровне хотя бы первичного осмотра, назначить диагностическую процедуру. Еще ведь не каждый рассказать может. Бабушка зайдет после инсульта, которой просто тяжело разговаривать: с ней и час можно просидеть. Вот и получается, что в поликлиниках текучка терапевтов. Никто не хочет там работать. Лично я, если бы работал, то понимал бы, что за 12 минут никому не помог бы, меня только весь район возненавидит.

- Кстати, недавно звучали предложения оставить одного фельдшера на бригаде. Или вообще совместить должность фельдшера и водителя. Как вам эти «проекты»?

- Ох, это наболевшая тема. Одному работать еще можно в несложных случаях. Но если фельдшер в одиночку приедет, когда произошло массовое ДТП или нужно срочно провести реанимацию, как это сделать одному? Элементарно времени не хватит и помощи второго человека. Получается, таким новшеством сразу многих людей обрекут на смерть. А совместить фельдшера и водителя - это уже совсем глупость. А что, если машина сломается? Врачу в двигатель лезть, копаться в мазуте? Так это еще уметь надо, корочки автослесаря иметь. А если у тебя больные лежат в машине?

У нас пытаются, видимо, с западными странами сравниться. Но работа нашего фельдшера и зарубежного парамедика - это разные вещи. Там это настоящая экстренная служба. Если вызовешь на температуру, то приедут, укол сделают, но потом придет квитанция с круглой суммой за необоснованный вызов. А вот российские фельдшеры - это универсальное изобретение здравоохранения (смеется). Он должен знать все, а платить ему можно немножко.

Автор: Анна ШАНИНА (фото станции скорой медицинской помощи Тюмени)