Медиакарта
18:24 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кто это придумал?

11:56 | 28 октября 2015
Источник:

Недавно вы писали о том, что школы начали «укрупнять». А что делать, если я как родитель категорически не согласна, чтобы моего ребенка приписывали к другой школе? Куда обратиться? (М. Иваничева, Тюмень)

Кому помешали?

Увы, повлиять на решения чиновников сложно. Большинство школ так или иначе попало под каток оптимизации. Не пожалели даже учреждения для детей-инвалидов. В школе № 90, известной как «Крепыш», учатся прежде всего ребята со слабым здоровьем - аутисты, дети с ДЦП, астматики. А теперь ее собираются сделать филиалом 89-й. Возмущенные родители атакуют департаменты и администрацию, но - безуспешно. На одном из собраний побывали и мы.

Атмосфера в музыкальном зале школы для особых детей была накалена до предела. Собралось большинство родителей, а на встречу к ним приехала Любовь ГНУСАРЕВА, и.о. руководителя городского департамента образования. Чиновнице даже не дали и слова сказать - мамы и папы были в ярости: «Вы в курсе, что в нашу школу ходят больные дети? Здесь же все условия для них, а в обычной для детей-инвалидов ничего нет!», «В 89-й школе нам так и сказали: «Ваш ребенок здесь не выживет!». Над особыми детьми там издеваются!».

Представитель департамента пыталась объяснить: все останется по-прежнему, исчезнет только юрлицо. Даже плюсов больше будет: сэкономленные деньги можно потратить на технику для школ, а учителя, которым не хватает часов в «Крепыше», доберут их в 89-й, больше заработав.

Но в течение разговора стало ясно: родителей больше всего беспокоит даже не присоединение школы, а то, что, став филиалом, от нее просто избавятся. Школа маленькая, всего на 300 человек, - детей можно потихоньку переводить в 89-ю, а потом и вовсе «прикрыть лавочку». Тем более что несколько лет назад это уже пытались сделать.

Почему молчат?

Ситуация с «Крепышом» показательна. На собрании выяснилось, что перед тем как принять решение об объединении школ, чиновники собирали наблюдательный совет и экспертную комиссию, чтобы получить их заключения. Состояли они, как нетрудно догадаться, из самих же чиновников. Родители, которые присутствовали на этих заседаниях, сказали, что права голоса им не давали. Теперь, пройдя все этапы согласования, проект реорганизации должен подписать глава администрации города. Если это не произойдет к моменту выхода нашего номера - можно счесть сие за чудо.

Меж тем 21 октября в Тюмени прошло заседание городской Думы, где представители департамента образования докладывали по этой теме. Оказалось, что даже депутаты не в курсе ситуации. Они задавали те же вопросы, что и родители: кто принял решение о реорганизации, где список объединяемых школ, как его формировали и самое главное - почему решение ни с кем не обсудили? Однако внятного ответа получить так и не удалось. Депутат Динар АБУКИН выразил общее мнение: «Идет какая-то спецоперация, совершенно секретная».

Куда пожаловаться?

В районах родители боятся и рот открыть. Села и деревни маленькие, все друг друга знают. Рискнешь выразить недовольство - заклюют. Поэтому «оптимизация» там проходит совсем тихо. А цифры просто поражают. В Голышмановском районе вместо 23 школ в районе после объединения останется только 4 - с их филиалами. Позицию местные чиновники держат ту же: для детишек ничего не изменится, учителя работу не потеряют. Как это будет выглядеть на практике? Судя по словам Галины ПАВЛОВОЙ, начальника районного отдела образования, например, школа № 4 в Голышманово объединится с Гладиловской, Среднечирковской, Ражевской, Земляновской и Медведевской. Это шесть (!) разных населенных пунктов. Как, с позволения узнать, будет делить свое внимание между ними директор школы? Как он сможет развивать сразу шесть школ и решать все их проблемы? Даже проведение родительского собрания станет головной болью.

А ведь еще совсем недавно в ходе Общероссийского родительского собрания Дмитрий ЛИВАНОВ, глава Минобрнауки, заявил: «Решения об объединении школ могут приниматься только на основе добровольного волеизъявления самих педагогических коллективов родительских советов. Только при наличии их желания и очевидности преимуществ, которое объединение приносит, можно это делать». Но об этом как будто бы забыли.

ПОЗИЦИЯ Распопова

В чем выгода?

«Оптимизация» происходит в разных регионах и на всех уровнях образования - от детсадов до вузов. Причем процесс этот идет тайно, без обсуждения с общественностью.

Власти стараются быстро провернуть процедуру, создать распоряжения, а потом поставить граждан перед фактом, как это произошло в Тюмени. Технология уничтожения до крайности проста и уже обкатана как на детских садах в Тюмени, так и на вузах. Сначала формально объединяют, а через некоторое время дочернее подразделение ликвидируют под предлогом «нерентабельности» и «трудностей бюджета». При этом, по прикидкам самих чиновников, выгода копеечная (по школам, например, всего 75-90 млн руб. при миллиардах расходов из бюджета на образование). И это без учета расходов на саму процедуру реорганизации, которая будет очень затратной. По докладу Счетной палаты, которая проанализировала итоги оптимизации образования, в 36 регионах экономии не получилось, а, напротив, расходы увеличились на 100-150%.

Роман РАСПОПОВ, эксперт по образованию от Общероссийского народного фронта в Тюмени

КОММЕНТАРИЙ

Лидия РУСАКОВА, директор школы № 70, председатель Совета руководителей общеобразовательных учреждений города Тюмени:

- В 2002 году процесс реорганизации прошли гимназия № 86 и начальная школа № 70. Для меня как для руководителя стояла главная задача - сохранить традиции обоих учреждений. Сегодня, спустя 12 лет, мы можем смело говорить о том, что мы не только сохранили, но и приумножили то лучшее, что было в школах. Крупные образовательные учреждения предоставляют педагогам больше возможностей для самореализации, а ученикам - более качественное образование. Мы понимаем, процесс слияния вызывает тревожность со стороны общественности. Наша с вами задача - выйти на конструктивный диалог.

Автор: Анна ШАНИНА (фото Галины БЕЗБОРОДОВОЙ)