Медиакарта
14:22 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школы района на пороге реорганизации

13:07 | 29 октября 2015

В настоящее время в районе (как и во всей области) начинается очередной процесс реорганизации школ, из‑за которого часть из них потеряет статус юридического лица в результате присоединения к другим образовательным учреждениям. О том, как эту процедуру предполагается проводить, чего следует ожидать от планируемых перемен, рассказал заместитель главы администрации района Александр Анатольевич Сафрыгин.

– Александр Анатольевич, чем продиктовано проведение очередного столь кардинального реформирования образования?

- Процесс оптимизации сети учреждений в районе идет давно, еще с 2003 года. На разных его этапах стояли разные цели. Когда‑то мы закрывали начальные малокомплектные школы, затем этот процесс затронул основные общеобразовательные школы, учреждения дошкольного образования. Одновременно с этим мы укрепляли материальную базу образовательных учреждений, приобретали автобусы, организовывали подвоз учащихся. За эти годы менялись сеть учреждений, контингент учащихся, содержание образования, но мало что изменилось в структуре и штатных расписаниях. Поэтому главная задача сегодняшних преобразований – это консолидация и наиболее эффективное использование финансово-хозяйственных и административно-управленческих ресурсов. Решение о реорганизации образовательных учреждений принимает учредитель, он обязан уведомить о предстоящем изменении родительскую общественность.

– Как предполагается формировать административно-управленческий аппарат? Кто возглавит вновь сформированную «укрупненную» школу?

– Назначение руководителя образовательного учреждения – это прерогатива учредителя – управления образования. А назначение уже административно-управленческого аппарата самой базовой школы и структурных ее подразделений возлагается на руководителя базовой школы. Что касается руководителей базовых школ, то, я думаю, у управления образования есть выбор среди руководителей, имеющих знания, управленческий опыт, перспективы роста.

– Сколько в итоге останется в районе школ, обладающих правом юридического лица?

– Согласно распоряжению главы администрации района в системе общего образования остается пять базовых школ, ресурсных центров, которые будут обладать правом юридического лица. Это Вагайская, Дубровинская, Зареченская, Бегишевская и Шишкинская средние общеобразовательные школы. Все остальные образовательные учреждения переходят в статус их структурных подразделений, филиалов. В системе дошкольного образования остается одно юридическое лицо – детский сад «Колосок».

– Наш район, в отличие от компактно расположенных южных территорий области, довольно в этом смысле сложный. Филиалы от основного корпуса школы будут располагаться на значительном расстоянии, транспортная связь в ненастную погоду при нашем бездорожье с ними трудноосуществима. Не создаст ли это сложностей в управлении учебно-воспитательным процессом?

– Сегодня учебно-воспитательный процесс осуществляют 24 образовательных учреждения. Почему завтра могут возникнуть какие‑то сложности? Мы объединяем финансовые и частично перераспределяем между ними административно-управленческие ресурсы в сторону базовых школ. Появляется возможность более тесного сотрудничества этих школ, где‑то это позволит решить кадровую проблему, даст больше возможностей как для удовлетворения потребностей ученика, так и для профессионального роста учителя.

– В каждой школе есть свои традиции, которые лежат в основе организации воспитательной работы с ученическим коллективом. Они бережно сохраняются и передаются от одного поколения учащихся к другому. Не скажется ли отрицательно проводимая реорганизация на столь важном направлении работы учительства, как воспитание школьников?

– Не должно. Никто не ставит задачи уничтожить все до основания. Объединять нужно осторожно, стараясь сохранить все то лучшее, что было в каждой из них. Ведь у каждой школы богатая история, свои традиции и герои. Объединение позволит более продуктивно использовать материальную базу школ, развивать систему дополнительного образования, внеклассную и внешкольную работу, развивать систему соперничества и здоровой конкуренции.

– В результате реформирования останется без работы какая‑то часть сотрудников школ. Как будет решаться вопрос с их трудоустройством?

– Конечно, у этого процесса есть и свои минусы: стресс для руководителей и педагогов, боязнь потерять работу, изменение сложившихся традиций… Поэтому те, кто ведет этот процесс, обязаны сделать все для того, чтобы он прошел безболезненно, с наименьшим психологическим дискомфортом для ученического, родительского и педагогического коллективов. Согласно закону все имеющиеся у присоединяемых школ обязательства перед работниками, обучающимися и их родителями в полном объеме переносятся на базовую школу, поэтому бояться, что чьи‑либо права будут нарушены, не стоит. Самое главное, что необходимо сейчас сделать объединившимся коллективам, – сплотиться для реализации главной цели: обеспечения получения качественного образования и воспитания в современных условиях всеми учащимися района.

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН