(Рассказ)
Среди обнаженного октябрем сквозного чернолесья увидел дымок костра, охотников возле него и темный корпус УАЗа… Я решительно подвернул к ним, и, оставив ружье в кабине, пошел знакомиться со своими соотечественниками. В ту же минуту навстречу мне выбежала осанистая крупная лайка. Беловатое седло на ее холке было освещено красным светом утренней зари. Подскочив, она молча и деловито сунула нос в мой камуфляж, втянула незнакомый ей запах, «чмыхнула»… А потом забежала вперед и решительно перегородила дорогу. Она не рычала, не скалила зубы, не поднимала на загривке шерсть, но врожденный инстинкт охраны своего участка решительно поставил собаку между мной и лагерем ее друзей. Я невольно остановился, опасаясь «проблем», потом, стараясь не выдать волнения, как можно спокойней спросил:
- Не хочешь пропустить?
- Даже и не думай двинуться вперед! - смело отвечали ее глаза.
Я хотел уже смириться с молчаливым требованием, собираясь уйти восвояси, но в это время один из охотников, наблюдавших немую сцену, несколько раз свистнул. В ту же секунду лайка, показав свою дисциплину и уравновешенность, освободила дорогу, и вовсе потеряла ко мне интерес, демонстративно не обращая никакого внимания на «чужака». Неторопливо шагая вслед за ней, я с тайным восхищением следил, как истосковавшиеся по движению мышцы лап, легкой рысцой возвращают ее к костру. Чувствовалось, что лайка переживает золотую пору своей жизни и по-своему наслаждается новой обстановкой…
Я подошел к костру. Дымили несколько комлистых сухостойных осин, положенных торцами друг к другу. На походном столике стояли подогретый чайник, кружка, термос… Трое мужчин в потертых, выцветших камуфляжах, с невыспавшимися небритыми лицами, готовились к отъезду, собирали и укладывали вещи в машину. Мы поприветствовали друг друга и познакомились…
- Чаю хотите? – предложил один из них - Валентин.
- Не откажусь...
Он налил мне в кружку заваренного кипятка и, показав на пластиковую бутылку, сказал:
- Сахар здесь...
Узнав, что я - местный, засыпали вопросами… Не оставался в долгу и я.
- Что-нибудь добыли?
- На шулюм хватило…
- Очень понравилась ваша лайка, особенно, как она «деликатно» меня остановила…
- Это - Алтай, - ответил Леонид, хозяин собаки,
- Побывал в деле?
- Ему всего год, и, хотя имеет родословную, пока лишь проходит учебу… Мы все из Ялуторовска… Работаем вахтовым методом, а сейчас свободны. Мы не ставим своей целью добыть, как можно больше дикого мяса, но к самой охоте относимся со всей серьезностью… Вот купили в питомнике двух лаек – «напарнице» Алтая всего четыре месяца. Домой едем – дела зовут…
…Во время той краткой встречи мы успели перекинуться словом об охоте, о рыбных озерах, о северной птице, которая идет волнами. Но нет-нет, да искоса и с долей зависти я бросал взгляд на Алтая... Он не подходил к столу, чтоб униженно выпросить у людей лишний кусок хлеба - все его внимание было привлечено к четырехмесячной светло-серой самке. Он играл с ней, кружил, делал наскоки, но та довольно меланхолично принимала знаки его внимания… Но… Пора и честь знать… Напоследок не удержался от вопроса:
- А чай у вас изумительный по вкусу! Специально каких-то трав в него добавили?
- Ничего особенного - просто чай… Но – «с дымком», и потому всегда имеет особый вкус.
Через несколько минут я простился с охотниками, сожалея, что не получилось пообщаться с хорошими людьми подольше. Зато потом долго думал и порадовался другому – нет, не иссякает наше охотничье племя. Племя тех, кто любит и знает природу, и каждый выезд на природу для них - это не бездумная пальба, а целый ритуал…