Медиакарта
20:47 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Забытые сражения: Гражданская война в Армизонском районе

Продолжение.

Начало в №№ 2014 года 73-74, 83-84, 85-86, 91-92; 2015 года - 3-4; 45-46; 47-48; 57-58; 59-60, 73-74; 75-76.

…Итак, красный контрудар начался. 13 сентября для его усиления комбриг Томин направил 267-й Горный полк из д. Кайнак на д. Меньшиково. Здесь, у д. Меньшиково, оборонялись части Златоустовско-Красноуфимской партизанской бригады под командованием подполковника Александра Семеновича Рычагова. Работой ее штаба руководил подполковник И.Д.Дмитриев. Это была сильная духом добровольческая часть, созданная из повстанческих отрядов, сформированных восставшим весной 1918 года крестьянским и горнорабочим населением Красноуфимского уезда. Входивший в ее состав 1-й Красноуфимский полк, под командованием поручика А.Я. Борчанинова, был образован в селе Воскресенском Красноуфимского уезда из Красноуфимского добровольческого батальона, Уткинского и Златоустовского партизанских отрядов. Около трети его бойцов были добровольцами. Другой полк бригады - 2-й Кыштымский, под командованием штабс-капитана Я.Д.Жука, был сформирован в феврале 1919 года в городе Кыштым. Четверть бойцов в нем были добровольцами. Бригадную конницу составлял Ачитский конный дивизион, сформированный из красноуфимцев-добровольцев и небольшого количества мобилизованных Пермской губернии. Также в бригаде имелись Красноуфимский артиллерийский и инженерный дивизионы. По своей численности вся бригада едва дотягивала до нормального состава полка. 

Здесь же сражалась 1-я Сибирская казачья дивизия, сформированная из трех первоочередных полков Сибирского казачьего войска. В них служили, в основном, молодые казаки - цвет и надежда всего войска. Командовал ими 43-летний генерал-майор Николай Павлович Кубрин. Это был опытный строевой офицер, большую часть жизни которого прошла в седле и в по-ходах. Начальником его штаба был подъесаул Первушин.

…С боем потеснив белых, 267-й Горный полк занял д. Меньшиково, потеряв ранеными красноармейцев Ломаева Егора, Чиркова Ефима, был контужен Беляков Егор. В плен был захвачен рядовой команды связи штаба Красноуфимской бригады Колпаков Кузьма Афанасьевич. Впрочем, так он назвался для красных - в реальности же, это был конный разведчик 1-го Красноуфимского полка, уроженец Красноуфимского уезда, Богородской волости, с. Шатуновка. Видимо, именно его труп и был найден затем в д. Меньшиково стрелками-красноуфимцами. На теле погибшего обнаружили множество штыковых ран, а в глаза были воткнуты спички. Со слов крестьян, красноармейцы пытали пленного, воткнув спички ему в глаза еще живому. Так, с торчащими из окровавленных глазниц деревянными обломками, несчастного отвели через всю деревню в лес, где затем добили штыками. Об этом случае, не упоминая, правда, имени погибшего, широко писали белые газеты. Тело Колпакова К.А., было похоронено в с. Армизонское. Впрочем, жестокость к тем, кого считали сознательными врагами-добровольцами, была свойственна обеим сторонам…

Выбитые из д. Меньшиково, белые части Златоустовско-Красноуфимской бригады стали отходить через д.д. Гоглино и Бурлаки (Глубокое) на д. Даньково. Прикрывавший их отход 3-й Сибирский казачий полк потерял в этот день у дер. Гоглино раненными казаков Бабкина Семена Егоровича из ст. Всель-чанской и Васильева Александра Панфиловича из пос. Андреевский. Также, в метрической книге Космо-Дамианской церкви с. Калмакское записан погибший в бою казак 2-го Сибирского казачьего полка Андрей Грязнов. Развивая столь удачно начавшийся удар соседей, в бой включился красный 268-й Уральский полк. С приданной ему Оренбургской сотней, полк двинулся преследовать отступавшего противника, захватив в д. Бурлаки (Глубокое) в плен 105 белых солдат с командиром их роты, 1 пулемет и 10000 патронов… И вот здесь-то командир красного полка совершил странный маневр, разом перечерк-нувший все достигнутые в бою результаты. Вместо дальнейшего преследования противника на восток, он повернул свой полк на север - на д. Снегирево, при подходе к которой красноармейцы развернулись в боевой порядок. Воспользовавшись этим, отступившие к д. Даньково части белой Златоустовско-Красноуфимской бригады ударили прямо в тыл красным. Причем, дело даже не дошло до боя. Едва только узнав, что белые отрезают им путь отхода, красноармейцы 1-го и 3-го батальонов 268-го Уральского полка, даже не дожидаясь появления против-ника, без приказа самовольно оставили позицию и в панике побежали в д. Снегирево (Песьяное), где их с трудом удалось задержать. Причину такого отхода командиры впоследствии объясняли отсутствием патронов и голодом своих некормленых бойцов. При этом сибирские казаки преследовали отступавших и атаковали один из красных батальонов между д. Снегирево (Песьяное) и с. Армизонское. Не имея патронов, этот батальон 268-го Уральского полка не смог дать отпора белой коннице и отошел за село, потеряв много бойцов порубленными. Среди раненных в этот день в 268-м полку были красноармейцы Коростелев Михаил, Вавилов Александр и Батин Василий. 

Узнав об отходе, комбриг Томин отдал приказ полку вновь занять свою позицию, но командир отказался его исполнять и отвел оба отступивших батальона 268-го Уральского полка в д. Кайнак, оставив фактически открытым весь фланг 2-й бригады. Стоявшие в резерве в д. Меньшиково батальон 268-го Уральского полка и весь 267-й Горный полк, узнав об этом, также снялись с позиций, и ушли: первый - на д. Вьялково, второй – к д. Яровое. К вечеру, весь 268-й Уральский полк сосредоточился в деревнях Бердюгино, Один, Вьялково, Прохорово, а 267-й Горный полк занимал д.д. Кайнак и Яровая. За ними в д. Меньшикова вошла Златоустовско-Красноуфимская бригада и 1-я Сибирская казачья дивизия. 

Преследуя отступающего противника, белый 1-й Красноуфим-ский полк (300 штыков) подошел и попытался наступать на д. Бер-дюгино при поддержке артиллерийского огня. При этом часть белых стрелков была направлена в обход левого фланга обороняющихся красных. Однако вовремя обнаруженные разведкой, белые стрелки из обходной группы были рассеяны огнем, потеряв раненным конного разведчика Кардашина Василия Ивановича, уроженца Красноуфимского уезда, Богородской волости, с.Шатуновка. 

…Таким образом, наступление красной бригады, на которое так надеялся начдив и штаб армии, фактически провалилось. Комиссары полков сообщали, что поведение красноармейцев в бою плохое, и они все время боятся обхода.

…Упорные бои развернулись в этот день и на участке 265-го Уральского полка. Выступив на рассвете из д. Чиркова, красноар-мейцы к полудню прошли д. Семискуль и остановились, не доходя 2 километров до д. Снегирево (где-то здесь линию фронта перешел и сдался в плен артиллерист 1-й батареи 4-го Сибирского артдивизиона Занин Кузьма Афанасьевич, уроженец д. Починок-Подгорный Осинского уезда). После полудня белые атаковали полк во фланг. Так как дорога на д. Чирково была отрезана, 265-й Уральский полк был вынужден отходить по болоту. При этом его 2-й батальон отбился от остального полка и ушел на д. Бол. Одино (у д. Плоское). По воспоминаниям отступавшего с этим батальоном Кобозева К.А., к моменту их подхода у д. Плоское вел бой 266-й имени Малышева полк. Его красноармейцы уже отбили несколько атак. Выйдя на правый фланг обороняющихся, в 2 километрах от д. Плоское, командиры остановили батальон. Осмотрев поле боя в бинокли, они решили помочь своим товарищам и ударить по наступавшим белым во фланг. По команде Кобозева роты 2-го батальона 265-го Уральского полка свернули влево и двинулись вдоль опушки леса, чтобы выйти на восточную от деревни Плоское сторону. Пока они совершали этот маневр, на участке 266-го красного полка начался особо яростный бой, и открыла сильный огонь белая артиллерия. Выйдя в намеченное место на опушке леса восточнее д. Плоское, 2-й батальон 265-го Уральского полка начал разворачиваться в цепь. Красный комбат хотел ударить на север, прямо во фланг наступающим на деревню белым. Но едва цепи красноармейцев стали выходить с опушки леса, как на шедшую в авангарде 4-ю роту с противоположенной опушки леса, во фланг, обрушился ураган ружейно-пулеметного огня. Цепи быстро залегли и начали окапываться под огнем, но белые стрелки 1-го Штурмового полка уже обходили их с фланга, двигаясь среди деревьев. Под угрозой охвата, 2-й батальон 265-го Уральского полка оставил свою позицию и начал отходить. Заметив его отступление, из леса в атаку вынеслась белая конница, но тремя плотными залпами была отбита. Еще дважды белые кавалеристы предпринимали попытки атаковать, но также были отбиты. И лишь белая пехота про-должала преследовать отступающих. Отходить батальону пришлось через лес, по кочкам и болотистым местам. Отступив на 8 километров к д. Сев. Дубровное, 2-й батальон 265-го Уральского полка занял новый рубеж. 

Красный 266-й имени Малышева полк с утра 13 сентября вместе с 4-м Петроградским кавдивизионом и 3-й Красноуфимской батареей начал наступать на д. Плоское. Оборону здесь держали белые 1-й и 2-й Штурмовые полки, расположившиеся цепями в сторону д.д. Иваново и Кайнак. 71-й Сибирский полк был выдвинут по дороге в сторону д. Чирково. С приближением красноармейцев, навстречу им развернулись цепи 2-го Штурмового полка. Его командир - подполковник Китновский - лично находился среди стрелков. Бой начался у деревень Плоское, Мал. и Бол. Один. Белые начали наступать на сильно укрепленную позицию красных, но те оказали упорное сопротивление, открыв сильный ружейно-пулеметный огонь. Под ним белые стрелки дрогнули… Видя их замешательство, командир 1-го батальона поручик Бобрик, несмотря на губительность огня, сумел поднять солдат своего батальона в атаку. При этом под ним была убита лошадь, и Бобрик пошел пешком впереди цепей своих стрелков. В ожесточенном бою, были ранены солдаты 1-й роты 2-го Штурмового полка Баженов Степан, Мальчиков Кузьма, Чемагин Ксенофонт, Лориенов Федосий, Тарасов Адам, Царегородцев Афанасий, Водолазов Михаил, Вырышев Кузьма, Кушин Сергей. Не выдержав напряжения боя, дезертировали солдаты пулеметной команды Гончаров Иван, Портнягин Иосиф, Сысоев Петр и Люлькин Иван. Однако сбить красных с позиции лобовым ударом так и не удавалось. 

Одновременно, у д. Бол. Один правый фланг красных атаковал 1-й Штурмовой полк. Бой разгорался… Заняв новую, бо-лее удобную позицию, красная 3-я Красноуфимская батарея открыла шрапнелью огонь по наступающим. В ответ по ней стала стрелять 2-я тяжелая батарея 18-го Сибирского артдивизиона. Ее удачной стрельбой был сбит наблюдательный пункт красных артиллеристов и ранена 1 лошадь, а со слов местных жителей - одно из орудий красной батареи было испорчено разорвавшимся рядом снарядом. Попав под накрытие, 3-я Красноуфимская батарея быстро снялась с позиции и отошла в д. Иваново. С ее отходом огонь красных ослаб, и 1-му Штурмовому полку удалось потеснить правый фланг их обороны у д. Бол. Одина. Действовавший здесь батальон 265-го Уральского полка отошел и образовался не занятый никем прорыв. Двигаясь в нем и развивая успех, 1-й Штурмовой полк ударил во фланг и сбил 266-й красный полк с позиции у д.д. Бол. Одина. Под натиском белых, красноар-мейцы откатились на позицию в 2 километрах северо-западнее д. Плоское, где закрепились и успешно отбили преследовавшие их белые части. 

В этот день 1-й Штурмовой полк потерял в бою раненными командира 5-й роты подпоручика Комарова Автонома Иустиновича, солдат Абухова Пантелеймона, Тарасова Георгия, Чуракова Ивана, Слободчикова, Кочегарова Николая и еще 5 солдат. В красном 266-м имени Малышева полку был убит красноармеец Изотов Дмитрий, коммунист, по происхождению из батраков, чей труп так и не удалось вынести с поля боя, а так же были ранены красноармейцы Буров Василий, Воробьев Иван, Данилов Степан, Шаяхметов Кусаин, Сельянов Иван, Коробков Михаил, Данилов Степан, помощник командира роты Бусыгин Михаил. Штаб 2-й бригады остановился в д. Иваново. 

(Продолжение следует...)