Ещё несколько лет назад труженица тыла из Лайтамака Зарифа Валишевна Тимиргалиева и не думала, что станет горожанкой, переедет к дочери Суфие, проживающей в Тобольске.
Почитай, вся большая и трудная жизнь прошла в родном селе, здесь встретила свою судьбу, родила пять ребятишек, трудилась. Правда, коротким было её женское счастье. С мужем, участником Великой Отечественной войны, бравым моряком Тихоокеанского флота, Ихсаном Мурхаметовичем Тимиргалиевым не успели дожить и до серебряной свадьбы. Тяжёлая ноша легла тогда на её плечи. Но надо было жить – ради детей, их будущего.
Лишь спустя много лет после его смерти государство выполнило свой долг перед семьёй участника Великой отечественной войны. В нынешнем году 88-летняя вдова фронтовика получила сертификат на приобретение жилья. Дети и внуки помогли купить квартиру, так что теперь бабушка Зарифа – полноправная горожанка. Уезжала она из дома в город с нелёгким сердцем, и если бы не одно обстоятельство, кто знает, может быть, и не решилась….
…Всякий раз, проходя мимо здания сельского ФАПа или приходя к медикам на приём, бабушка Зарифа утирала слёзы. Вот он, дом её родителей Валиша и Марзии Айбатовых, построенный ещё в начале века дедом по отцовской линии.
Одна за другой появились на свет в нём четыре дочки, Зарифа была третьей. Родители души не чаяли в них, ради их благополучия трудились не покладая рук, держали большое хозяйство. Валиш считался удачливым охотником и рыболовом, мастером на все руки. По воспоминаниям дочери о нём как о передовом охотнике, первом комсомольце деревни писала даже одна газета.
Отец больше всего мечтал о наследнике.
– Папа даже подумывал о том, чтобы обменять одну из дочерей на мальчика из соседней деревни, – рассказывает бабушка Зарифа. – Но потом взял на воспитание в семью приёмного мальчишку, оставшегося без матери. А затем, видимо, Аллах услышал молитвы родителей – подарил им двух сыновей. В доме нашем не умолкал детский радостный смех. Помню, стоял граммофон, приходило много людей. Папа был весёлым человеком, мог и спеть, и рассмешить шуткой.
Но нашлись в деревне люди с завистливой душой. Однажды вокруг дома закружились незнакомцы. Валиша, ушедшего на охоту, успели предупредить о незваных гостях. Но он торопился домой, потому что был уверен, что нет за ним никакой вины.
– Я училась тогда в третьем классе, – со слезами на глазах вспоминает Зарифа апа, – но проститься с отцом меня не отпустили. Больше мы его никогда не увидели.
Сразу же после ареста Валиша Айбатова семью врага народа выселили из родительского дома. Дали им маленькую ветхую избу. А от отца ни слуху ни духу. Сколько слёз пролила глухими ночами жена осуждённого, одна поднимая шестерых малолетних ребятишек!
Лишь в начале 90-х, после долгих поисков дочери Анисы, занявшейся поиском документов на отца, пришло известие о том, что осуждённый по статье 58-10 Айбатов Валиш умер по причине паралича мышц в Печорлаге Коми АССР 9 января 1941 года. По справке о реабилитации дочери вернули деньги за конфискованное у отца ружьё – тысячу двести рублей. Про родительский дом ничего не было сказано.
– В чём вина моего отца? – до сих пор не понимает Зарифа Валишевна. – Может, пострадал за бездомного приёмного мальчишку, которого пожалел… А может, просто время выпало нам трудное. Нашей семье ещё повезло, что удалось узнать о судьбе отца. А вот о его младшем брате никаких сведений не сохранилось.