Накануне и после 80-летнего юбилея районной больницы на страницах нашей газеты мы уже вели разговор о специалистах, работающих в сфере местного здравоохранения. Коллектив большой, некоторые сотрудники работают десятки лет, поэтому, разумеется, нам есть ещё о ком рассказать…
Фельдшер-акушер, стоматолог, хирург, врач функциональной диагностики, анестезиолог, кардиолог, ветеран труда, «Отличник здравоохранения СССР»… И это далеко не полный перечь медицинских профессий и почетных званий, которые воедино сплелись в одной семье - Ивана Павловича и Людмилы Ивановны Ляминых.
Через пару лет эта чудесная пара отметит пятидесятилетие супружества. А сегодня мы расскажем о наиболее значительных моментах их жизни, как говорится - до и после... Как и в судьбе любого человека, на их жизненном пути случались горести и радости, но больше было всё-таки счастливых моментов, которые никогда не забываются. Из них, как из мозаики, и складывается дорога, весь смысл которой в служении людям…
Детство
Людмила Ивановна родилась и выросла в городе Киселёвске Кемеровской области. Отец ушёл воевать с фашистами до того, как она появилась на свет, и радостная весть о рождении дочери Людмилы пришла ему на фронт в 1942 году. А в апреле сорок четвёртого он погиб под Сталинградом… Они так никогда и не встретились…
- Остались фронтовые письма, которые невозможно читать без слёз, - рассказывает Людмила Ивановна. - Каждая строчка дышит любовью, заботой, переживаниями: «береги детей, береги детей, береги детей…», - это было в каждом солдатском треугольнике…
Отгремели победные салюты, наступил долгожданный мир… Рождённое в годы войны поколение стремительно подрастало, ведь время не стоит на месте… Долгих и мучительных раздумий - какую профессию выбрать и кем стать в жизни после окончания школы - у Людмилы не было, твердо знала - только доктором! Причём - именно хирургом! Это же так здорово - стоять у операционного стола, чётко и твёрдо делать необходимые операции, принимать правильные решения, от которых зависят здоровье и жизнь пациента. Спустя годы и даже десятилетия беззаветная преданность профессии, милосердие, доброжелательность и профессионализм лишь укрепили веру в правильности однажды выбранного жизненного пути.
- Я, можно сказать, из плеяды медиков по отцовской линии: один дядя был военным врачом, другой - хирургом, тётя – медсестрой… Поэтому, по совету родственников, поступила в Томский государственный медицинский институт, - вспоминает наша собеседница. - Студенческая жизнь – это не только отдельная страница, но и самый счастливый период моей жизни. Молодость, независимость, огромное желание и стремление узнать, изучить что-то новое… Даже при сдаче экзаменов никаких казусов не припомню. Учиться было легко, я бы даже сказала - весело…
Закончив мединститут, в 1967 году Людмила Ивановна по распределению приехала в Армизонский район.
- Была возможность заняться преподавательской деятельностью в Курганской области, но я непременно хотела практиковать, о чём ни разу не пожалела, - рассказывает Людмила Ивановна. – В то время без дополнительной двухгодичной учёбы оперировать было нельзя, но я сразу взяла в руки скальпель… Повезло, что рядом со мной стояла опытная медсестра Мария Дмитриевна Жирякова, которая знала много хирургических нюансов. По сути - она и стала моим профессиональным наставником, можно даже сказать - первым учителем. «Не нужно ткани дёргать!» - говорила она. Подсказывала, как во время удаления аппендицита легко найти червеобразный отросток. «Вы засуньте пальчик в разрез и сразу почувствуете - он такой напряжённый, потом его легко можно вывести и удалить»… Она была спокойной и мудрой, может оттого и я тоже никогда не нервничала - вот у нас и сложился отличный тандем… В поликлинике тоже делала амбулаторные операции, как, например, вскрытие абсцессов, нарывов, карбункулов, первичную хирургическую обработку ран… Оказывала экстренную и плановую хирургическую помощь по аппендэктомии, грыжесечению… Помню пациентов и с прободными язвами…
Своим жизненным кредо, как это ни пафосно звучит, Людмила Ивановна, врач с 48-летним стажем, считает помощь людям, что и делает всю сознательную жизнь.
Но… вернёмся к «мозаике».
Женское счастье
- Где бы мы ещё встретились с Иваном Павловичем, как не в нашей больнице! – засмеялась Людмила Ивановна.
…Девушка шла к своему кабинету, чтобы начать приём больных, и тут в коридоре заметила незнакомого молодого мужчину, который стоял у окна и увлечённо читал… Они перекинулись несколькими фразами, после чего стало ясно, что приехавший по распределению молодой специалист дожидается главного врача. На предложение - зайти в ординаторскую - отмахнулся: «Тут подожду»...
- Приняла пациентов, иду обратно. А он всё ещё «маячит» в коридоре… «Главного врача всё равно нет - зайдите в кабинет», - вновь заговорила с ним Людмила Ивановна. Они встретились взглядами и… Наверное уже тогда «узнали» друг друга…Так бывает не только в книгах и фильмах, но и в жизни…
И на море, и на суше…
В том далёком 1967 году штат районной больницы пополнился ещё одним молодым специалистом, но до этого был долгий путь…
Иван Павлович Лямин - уроженец Кировской области. После окончания семилетки, по совету матери поступил в медицинское училище. «Там неплохую стипендию платят, - рассудила родительница, - а ты способный».
- Я и в школу с шести лет пошёл, потому что дома за мной некому было приглядывать...
Начальным пунктом трудового пути, после окончания медучилища, стал детский дом, где на протяжении двух лет работал фельдшером.
- По сей день с ребятишками легко нахожу общий язык, - заметил Иван Павлович.
Затем его «забрили в солдаты»… Попал на Дальний Восток, в город Советская Гавань, и службу проходил на базе военно-морского госпиталя. В 1961 году начались массовые сокращения армии и флота, которые и подтолкнули нашего героя на решительный шаг. И вскоре он постучал в дверь кабинета своей непосредственной начальницы.
- Вера Мироновна, учиться хочу! – заявил он с порога.
- Иди отсюда, не морочь мне голову! – отмахнулась от него заведующая.
Но парень оказался настойчивым - он пришёл на второй день, третий, десятый… Наконец, женщина сдалась:
- Ладно, поговорю с Колькой…
А через неделю вызвала к себе:
- Пиши заявление - сократят, - буркнула она, явно не желая отпускать от себя ценного «служивого».
Кстати, «Колькой» был ни кто иной, как начальник госпиталя - генерал-лейтенант, который и подписал настырному пареньку заявление…
Физика, химия и… «Молодая гвардия»
До экзаменов оставалось дней двадцать. Купив билет на поезд, «дембель» прихватил с собой два учебника. Дорога была долгая - добирался неделю, поэтому в вагоне успел прочитать химию, физику и… «Молодую гвардию».
В Пермский медицинский институт поступил безо всяких проволочек. Правда, по сей день помнит, как на вступительных экзаменах ему попался въедливый профессор.
- Вытянул билет по физике - рассказал, что требовалось, а вот с задачей немного «забуксовал». «Ладно, - пробурчал преподаватель, выводя «четвёрку», - потом лично ко мне придёшь физику сдавать…». Но это уже ничего не меняло – я поступил! Только потом узнал, что большинство парней боялись его, как огня, потому что шансы получить по его предмету «зачёт» были ничтожно малы – поблажек у дотошного «физика» не было – ребят «валил» нещадно, да и студенток не особо жаловал. Не дай Бог придёт на экзамен какая-нибудь «размалеванная» – с ходу «зарубит»! Поэтому девчата не рисковали…
- Хочешь – не хочешь, а подошло время обещанного «испытания на знания», - продолжает вспоминать студенчество Иван Павлович. - Пришёл я к тому профессору, как и было велено...
На все вопросы, указанные в билете, отвечал без запинки, но профессор заупрямился и, видимо, решив «проучить» способного юношу, начал сыпать дополнительными вопросами.
- Отвечу на один – а он мне другой «подсовывает», который вообще пока не изучали. Второй отбарабаню - он следующий, и снова не по теме… Говорю - это мы не проходили, но преподаватель заупрямился:
- Ты мне тут хвост-то не пуши, - заёрзал он на стуле. - Отвечай!
…За дверью Ивана поджидали сочувствующие сокурсники:
- Ну, что? Завалил?
- С какой стати?
- Так мы же подслушивали! На один ответишь, потом замолкаешь… После второго, третьего, четвертого и пятого вопроса – снова паузы…
- Ничего подобного! – хохотнул Иван, демонстрируя «зачётку».
…Стоматология не была случайным выбором - к этой профессии И.П. Лямин тоже пришёл сознательно и целенаправленно.
- Помню - у матери зубы болят, а я ничем помочь не могу, поэтому со специальностью определился сразу…
После защиты диплома, вчерашние студенты провели «обряд распределения» - кто и куда поедет работать. Иван Павлович по сей день с улыбкой вспоминает, как они «методом тыка» выбирали себе будущее «место под солнцем».
- Нас в группе было двадцать парней и десять девчат, - вспоминает И.П. Лямин. - На стену вешалась большая карта, и нас перед ней с завязанными глазами по очереди раскручивали, после чего каждый должен был наобум ткнуть туда пальцем. Настала моя очередь… Сняв повязку, вгляделся – что это тут такое зелёненькое? Ого! Тюменская область! Сибирь, стало быть… Ну, да будет так! Приехал в Тюмень, и в областном управлении здравоохранения предложили на выбор несколько районов – Казанский, Аромашевский, Армизонский…
- А где рыбалка? - спрашиваю.
- В Армизоне почти триста озёр! – отвечают…
- Тогда - туда! Так что благодаря «Его Величеству случаю» я и очутился здесь… О чём ни разу не пожалел!
«Ухаживал красиво...»
Встречались около года, и это был сказочный период: спешили на свидания, узнавали друг друга…
- Весь шоколад скормил, пока замуж звал! - не мог сдержать улыбки Иван Павлович.
- А где он его доставал - по сей день ума не приложу! - поддержала разговор Людмила Ивановна. - Жили мы тогда с девчонками в общежитии на улице Первомайской. Помимо шоколадок, да конфет «Гусиные лапки», которых и в продаже-то не было, он то ведёрко рыбы нам принесёт, то дичь... Помню - притащит зайца, сам его обдерёт, расскажет и покажет, как его надо вымачивать в уксусе, а мне оставалось только приготовить…
- Как-то приехала мать Людмилы, так сказать - моя будущая тёща, - вспомнил Иван Павлович. - Накрыли девчонки стол, ну, и я тоже пришёл. Сидим, угощаем гостью, ведём неспешную беседу…Рассказываем про жизнь, работу… Ну и, коснулись меня – жениха, помянув страсть к охоте, да рыбалке…
- Вот ни за что бы не стала мясо зайца есть… - обронила мать Людмилы, с аппетитом уплетая за обе щёки рагу… из этой самой зайчатины!
Девчонки переглянулись, заулыбались, будущий зять тоже тактично промолчал…
- Однажды меня послали в Бердюжье на неделю заместить коллегу-врача. Возвращаюсь в общежитие - обомлела... Моих вещей нет! Словно испарились! «Где?!» - спрашиваю девчонок. Они хихикают, но помалкивают. Тут вдруг, словно из-под земли, вырос Иван - без лишних разговоров взял за руку, сказал кратко: «Пошли домой!». У него в то время уже квартира была на Пионерской - туда и привёл. А начинали мы с утюга, ведра и чайника - больше ничего не было…
Вместо послесловия
С тех пор много утекло воды. Вот уже почти полвека идут по жизни вместе. Годы пролетели, а любовь, доверие, взаимоуважение не утрачены. Может быть, ушла некая острота чувств, зато на смену пришла глубина… Когда понимаешь друг друга с полуслова, с полувзгляда, знаешь - где надо поддержать, а где и промолчать... Хотя сохранить все это было непросто, ведь врач на селе не принадлежит себе… Может быть, поэтому только одна из трёх дочерей пошла по стопам родителей…
- Так хочется, чтобы теперь и наши внуки были счастливы в семейной жизни. А вдруг кто-то из них и продолжит династию врачей, - переглянулись гостеприимные хозяева…
Супругов Ляминых по полному праву можно считать своего рода «детьми Гиппократа», с именем которого связан высокий моральный облик и образец этического поведения врача. Полнейший авторитет, высокий профессионализм, тактичность, готовность помочь в любую минуту, умение сохранить в каждодневном столкновении бытия душевность, сердечную теплоту и бесконечную скромность… Хотя… Думаю, дело тут даже не в клятве Гиппократа, которую они давали много лет назад - просто по-другому они не хотят. И не умеют…