Медиакарта
16:02 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Трудовые отношения: пока «по-доброму»...

В прошлый четверг, 5 ноября, в администрации района состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по координации деятельности в части обеспечения своевременной выплаты заработной платы.

Стоит отметить: несмотря на видимую и довольно эффективную работу - достаточно сказать, что только после недавнего приглашения «на ковер», в отделе Пенсионного фонда сразу зарегистрировались два предпринимателя, использующих труд наемных работников, а всего их число перевалило за десяток - именно к своевременности заработной платы (как говорил незабвенный Аркадий Райкин – «но пятого и двадцатого – как штык!»), члены комиссии только «подступаются». Пока же руководителей предприятий различных форм собственности, путем уговоров – убеждений – требований, пытаются заставить законно оформить работников и обеспечить выплату прожиточного минимума. Напомним, что, согласно постановлению правительства Тюменской области от 27 июля 2015 г. № 355-п, для трудоспособного населения он составляет 10570 рублей. Но, к сожалению, многие предприниматели выбирают для «точки отчета» то, что «меньше и удобнее», - минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в целом по Российской Федерации, который с 1.01.2015 составляет 5965 рублей; в редких случаях - МРОТ по Тюменской области, то есть - 8934 рубля (кстати, с 1 июля 2015 года, в соответствии с Соглашением, подписанным губернатором области и межрегиональным объединением организации профсоюзов, для работников внебюджетного сектора экономики, из числа тех, кто к нему присоединился, – 9300 рублей). Ну, а некоторые, что греха таить, и вовсе «ориентируются на потолок», но не в смысле высоты, а, судя по некоторым документам и их словам, - оттуда берут суммы заработной платы… И пока лишь единицы все делают не только по закону, но и, особо отметим, - по совести. 

В этот раз явиться на заседание комиссии, которую возглавляет первый заместитель главы района А.Е. Филиппов, приглашения получили руководители 16 предприятий различных форм собственности, и хотя четверо их проигнорировали (отметим – «отказников» не забыли, просто встреча с ними перенесена на более поздний срок), среди тех, кто пришел, хватало представителей всех вышеперечисленных категорий… 

…Расписывать подробно – кто и в чем из руководителей «провинился», а кто и вовсе «попал под бдительное око» случайно, думаем, необходимости нет, тем не менее, отметим, что у каждого из них была своя «история». Так, у одного из первых приглашенных в открытом акционерном обществе числился всего один человек, да и у того зарплата не дотягивала ни до какого прожиточного минимума… В ходе беседы, предприниматель пояснял, что и работы мало, и сами люди просто категорически против оформления, однако члены комиссии категорически рекомендовали привести трудовые отношения в соответствие с законом, тем более, что это отразится на будущей пенсии. Достаточно странной выглядела позиция следующего «клиента»: будучи владельцем частного магазина, он зарегистрирован в Пенсионом фонде, однако не счел нужным это сделать в отношении своей жены, которая «иногда работает», а вот для того, чтобы получить субсидию, в справке в отдел соцзащиты она была указана… В ходе возникшей дискуссии предприниматель заметил, что проще закрыть дело, чем делать отчисления, потому что товар местным жителям они часто дают в долг, а расчета ждут годами. 

- Вы просите субсидию, хотите, чтобы на улицах был светло, красиво, проложен асфальт, но не думаете – откуда возьмутся на это деньги, если не платить налоги! – отметил А.Е. Филиппов. - Мало того – не можете понять, что будущая пенсия вашей жены находится в прямой зависимости от взносов. Извините, но стареть-то вы будете вместе, и потом кого будете винить, что её вклад в семейный бюджет минимальный? И, кстати, ваши отчисления в Пенсионный фонд и соцстрахование дают возможность снизить налог на вменённый доход.

Абсолютно противоположную картину можно было наблюдать у двух следующих приглашенных – главы КФХ и индивидуального предпринимателя: да – их работники обращались за субсидией, указав достаточно среднюю заработную плату, однако все было оформлено в соответствии с законом, поскольку заняты они не весь рабочий день, на что есть соответствующие договора и приказы. 

«Справочные вопросы» ставились и перед несколькими другими руководителями, вызванными на заседание комиссии, но в их случаях все было несколько по-другому… И потому хотелось бы напомнить о таком факте: «кошмарить» бизнесменов различными проверками, с целью выяснения истинного количества работающих и величины их зарплаты, не приходится – все цифры имеются в наличии не только благодаря данным, полученным из налоговой инспекции и Пенсионного фонда, но и обращениям работников. Причем – они не «жалуются и стучат», как позволил себе выразиться один из приглашенных, а, как законопослушные граждане, при обращении в различные службы подают подписанные самими же руководителями справки о заработной плате. И именно корректности их заполнения стоит уделить особое внимание, ведь это – серьёзный документ, который является основанием для получения каких-то социальных льгот, выплат, дотаций, субсидий, а значит – выданная «просто так», она вполне может стать квалифицирующим признаком подделки документов и, соответственно, - основанием для пристального внимания со стороны правоохранительных органов. После строгого «внушения» по этому поводу, предприниматели заверили, что впредь будут относиться к этому со всей ответственностью. Попутно с каждым из них побеседовал представитель налоговой инспекции, порекомендовав разобраться с перечислением налога на доходы физических лиц (НДФЛ), поскольку каждый плательщик на строгом контроле, а в случае ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей могут последовать существенные взыскания. 

Еще на одной особенности трудовых отношений, ситуация по которой также находится под контролем межведомственной комиссии и такой случай был рассмотрен на прошедшем заседании, хотелось бы остановится подробней. Трудовой кодекс РФ относительно редко претерпевает изменения, но с начала 2015 года были введены в действие некоторые нормы, которые затронули важные аспекты трудовых отношений. Так, статья 11 ТК РФ содержала норму о том, что если гражданско-правовым договором (подряда, оказания услуг, выполнения работ и т.д.) фактически регулируются трудовые отношения, то к нему должны применяться положения трудового законодательства, но установить такую подмену был вправе только суд. Теперь же ситуация несколько изменилась, причем, можно сказать, в пользу работников, поскольку очень многие трудятся именно по гражданско-правовым договорам, а о том, что их права нарушаются, просто не знают. Поправка, внесенная в статью 15 ТК РФ, прямо запретила заключение гражданско-правовых договоров, которые фактически регулируют трудовые отношения. Теперь можно не только изменить вид договора, но и намного проще привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по статье 5.27 КоАП РФ. Причем одно дело – просто штраф, но за повторное нарушение гострудинспекция может и приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней. Поэтому владельцам бизнесам стоит серьезно подумать - заниматься ли такими вещами, как подмена договоров, или нет.

Думаем, что и работникам, и работодателям полезно будет знать, что, если говорить простым языком, то разница между трудовым договором и гражданско-правовым всего… в одной букве: работник обязуется что-то «делать», а исполнитель, например, по договору подряда – что-то «сделать». То есть, если кому-то поручено покрасить данный конкретный забор – это подрядные отношения, но если красить заборы каждый день (или через день – не важно, главное – регулярно) – это трудовые отношения. В первом случае ключевой момент – это конкретный результат, во втором – процесс его достижения.

Соответственно, и содержание отношений, и права и обязанности сторон серьезно отличаются. По договору подряда исполнитель обязуется к такому-то сроку за такие-то деньги выполнить такую-то работу. Как именно он ее выполняет, в какое время суток, своими силами или привлекает кого-то еще – это (если иное не оговорено в самом договоре) заказчика не касается. Как только работа выполнена – заказчик ее принимает, оплачивает, и на этом отношения прекращаются, больше никто никому ничего не должен. Трудовые отношения складываются иначе: работник должен, например, соблюдать должностную инструкцию, правила внутреннего трудового распорядка: приходить и уходить с работы вовремя, выполнять отдельные поручения руководства, отчитываться перед ним, ездить в командировки и т.д.

В ходе заседания межведомственной комиссии также рассматривались другие вопросы.

Автор: Владимир МИХАЙЛОВ