27 (14 по старому стилю – авт.) апреля 1918 года в селе Борки Тюменского уезда по пути следования в Екатеринбург остановился на отдых царский поезд, состоящий из 15 тарантасов.
Помимо арестованного императора Николая II, в одной из повозок прибыла императрица Александра Фёдоровна и их дочь великая княжна Мария. На часах было 2 часа 30 минут. Как всем прибывшим из Тобольска к постоялому дому Егора Текутьева (ныне это ул. Центральная, 39 – авт.), им было приказано сойти с подвод. Командовал охраной по перевозке царствующих особ из Тобольска до Тюмени Петр Гузаков, помощник Василия Яковлева, уполномоченного ВЦИК Советской Республики.
Далее по деревенским улочкам всем пришлось идти пешком, а в тарантасы предусматривалась перепряжка свежих лошадей. В тот памятный день вооруженной охраны царской семьи из Тобольска и прибывшего из г. Тюмени отряда верхом на лошадях (во главе с председателем областного Совета Николаем Немцовым) было, пожалуй, больше, чем всех жителей деревни. Остановка в Борках была одним из этапов тайной миссии чрезвычайного комиссара Василия Яковлева по перевозке ценного «багажа» из Тобольска в Екатеринбург. Под ценным «багажом» у В.Ленина и Я.Свердлова, которые организовали эту перевозку, значилась семья последнего царя России Николая II. Своей головой за перевозку этого «груза» отвечал Яковлев.
Почему-то сложилось мнение, будто после отречения от власти царя Николая II 2 марта 1917 года он и его семья вдруг, как по мановению волшебной палочки, потеряли свои титулы и стали гражданскими людьми. Конечно, в этом повинна и большевистская идеология.
Между тем находящиеся вне управления своей страной бывшие короли, цари и императоры не лишаются своего сана как такового и соответствующих ему титулов. Именно на это обстоятельство указывал большевикам епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (кстати, окончивший юридический факультет Новороссийского университета). Владимир Ленин, по образованию юрист, должен был об этом знать при подписании декрета от 24 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов в России».
Так что жителям Борков в тот апрельский день 1918 г. представилась возможность видеть первый и последний раз царствующих особ. Пусть они шли тогда под усиленной охраной и не в той одежде, которая полагалась по статусу, и обуты были не в царские черевички.
Читать далее>>>