Медиакарта
7:38 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Юным талантам – новые возможности

09:31 | 21 ноября 2015

В Ишиме на протяжении нескольких лет работает сетевая очно-заочная школа для одарённых детей «Академия знаний». В этом году у юных исследователей появились новые возможности: в городе открылись физико-математическая школа и предметные лаборатории для школьников в педагогическом институте. 

На пути в науку
Как рассказала ведущий специалист по общему образованию и инновационной работе МКУ «Ишимский городской методический центр» Оксана Менг, способных детей с каждым годом становится больше. Так, только в школьном этапе предметной олимпиады в этом году приняло участие свыше 2 500 учащихся 5–11 классов. И это не считая дошколят (в детских садах тоже проводятся научно-исследовательские конкурсы и конференции) и учащихся младших классов (для них есть марафон учеников-занковцев и олимпиада начальной школы). Именно поэтому сегодня важно не только стимулировать детей к участию в тех или иных интеллектуальных соревнованиях, но и грамотно подготовить их к этому.
– Занятия «Академии знаний» по тринадцати предметам ведут шестнадцать высококвалифицированных педагогов. Многим ишимцам знакомы их имена. Это кандидат физико-математических наук, заслуженный учитель РФ, учитель информатики школы № 1 Олег Цвырко, кандидат биологических наук, учитель химии школы № 31 Евгений Фёдоров, учитель физической культуры высшей квалификационной категории школы № 8 Алёна Медведева, победитель конкурса «Учитель года – 2012», учитель иностранного языка школы № 8 Валентина Бессонова и многие другие, – говорит Оксана Васильевна. – Дети сами выбирают интересующие их предметы. Важно, что все занятия бесплатны, посещать их может любой желающий. При этом мы не ставим целью сформировать большие группы: если на какой-то предмет ходит всего один или несколько ребят, уроки всё равно будут проводиться.
Главная оценка успешности работы «Академии знаний» – количество побед школьников в различных конкурсах и олимпиадах: научно-практической конференции «Шаг в будущее» (этой весной ишимцы впервые заняли три призовых места на областном этапе: третье место по химии, вторые места по биологии и по физике), конкурсах «Техлидер», «Сименс», соревнованиях по таким инновационным направлениям как робототехника и т.д. Причём для школьников победа во многих конкурсах не только личное достижение, а возможность получения льгот при поступлении в вуз.
Первая профессия
Учитель технологии школы № 8 Ирина Кудина уже три года помимо обычных школьных уроков ведёт занятия в «Академии знаний». За это время её ученицы не раз занимали призовые места на олимпиадах городского и областного уровней, а одиннадцатиклассница Кристина Бражина в прошлом году побывала на всероссийском этапе олимпиады для школьников.
– Ко мне на занятия приходят не только ученицы школы № 8, но и пятой городской и церковно-приходской школ. Параллельно они занимаются и со своими педагогами, и это оправданно: современная технология – очень сложный предмет, включающий в себя разделы по кулинарии, материаловедению, машиноведению, изготовлению швейного изделия, домашней экономике, электротехнике, физике, черчению и даже предпринимательству, – рассказывает Ирина Кудина. – Для того, чтобы выполнить олимпиадные задания (к слову, олимпиады по технологии проходят в три тура и длятся не менее двух дней), нужно не только ответить на 35 вопросов по всем этим направлениям, но и выполнить практические задания: смоделировать выкройку определённого изделия, сшить какую-то вещь или её деталь по предложенной технологической карте. Важны и собственный творческий проект и его презентация, над которыми дети работают порой не один месяц.
В «Академию знаний» на технологию девочки приходят, чтобы подготовиться к олимпиадам и конкурсам, а также поучаствовать в выставках декоративно-прикладного творчества, ну и главное – получить дополнительную профессию. Многие из них уверены: даже если швейное дело не станет основной специальностью, то пригодится однозначно.
Десятиклассница Анастасия Вереникина на протяжении трёх лет участвует в олимпиадах и конкурсах, занимает призовые места в школе, городе, области. Начинала творческие проекты с картин и композиций из сушёных цветов, потом села за швейную машинку.
– Для участия в олимпиаде по технологии я шила жакет и школьную форму младшей сестре и себе. Процесс оказался очень увлекательным. В прошлом году в областном туре олимпиады я заняла второе место. Затем вместе с другими победителями ездила на недельные курсы в одно из тюменских ателье, где многому научилась, – говорит Настя. – Своё будущее планирую связать с другой сферой, буду медиком, как бабушка. Уже и экзамены выбрала соответствующие – химию и биологию. Но увлечение не брошу: в следующем году, например, собираюсь шить платье для выпускного бала. Да и вообще создавать одежду для себя и своей семьи очень интересно! Такие навыки всегда могут выручить, если нужна подработка. Мама, кстати, меня поддерживает: она тоже отлично шьёт.
У ученицы девятого класса Валерии Залевской другая страсть – вязание. Девочка в семь лет освоила спицы и крючок, теперь совершенствует мастерство.
– В прошлом году с проектом «Подарок маме», для которого я вязала цветы и составляла букет, я заняла первое место на городской олимпиаде по технологии. Теперь занимаюсь реставрацией старой, ещё маминой куклы, в том числе вяжу для неё комплект одежды. Одновременно готовлю и письменную часть проекта – это гораздо сложнее, чем работа с пряжей, – улыбается Валерия. – А вяжу я не только на школьных занятиях, но и дома: к Новому году порадую себя обновкой – комплектом из шапочки, шарфика и варежек. Потом займусь чем-нибудь посложнее.                                                                                                                                  
Физики и математики
Помимо «Академии знаний» для ишимских школьников впервые в этом году открыла двери и физико-математическая школа. Здесь с детьми работают вузовские преподаватели: они готовят школьников не только к олимпиадам и конкурсам, но и к госэкзаменам – ГИА и ЕГЭ по математике, физике и информатике, а также решают с одарёнными ребятами задачи повышенной сложности. Ещё одна цель работы школы – подготовка будущих инженерно-технических кадров, потребность в которых есть не только в Ишиме, но и во всей стране. Руководителем проекта выступил кандидат физико-математических наук, доцент, преподаватель Ишимского пединститута Виктор Алексеев.
– Опыт организации подобных школ у нас есть: ранее при институте работала летняя физико-математическая школа для детей из города и близлежащих районов. Школа была популярна и просуществовала несколько лет, – поясняет Виктор Николаевич. – Недавно мы решили проект возродить и сразу нашли поддержку методобъединения городского отдела образования. Школа открылась в конце октября, занятия ведутся шесть дней в неделю в лицее им. Е.Г. Лукьянец и пединституте. Нашими учениками уже стали около 35 мальчиков и девочек из 7–11 классов городских школ. Уже сейчас видны и настоящие «звёздочки».
Среди преподавателей физматшколы её руководитель В.Н. Алексеев, кандидат физико-математических наук В.Н. Столбов, кандидат педагогических наук, доцент И.Ф. Кашлач, кандидат педагогических наук Е.В. Ермакова, старший преподаватель кафедры математики, информатики и методики их преподавания О.А. Терпугова. Все они имеют опыт работы в общеобразовательных школах.
По словам В.Н. Алексеева, на занятиях дети рассматривают определённые темы, решают примеры и задачи, разбирают ошибки. Ведётся как групповая, так и индивидуальная работа, предусмотрены и контрольные срезы. Желающим стать учениками физико-математической школы нужно лишь выбрать интересующие их предметы, взять тетрадку и ручку и прийти на занятия.
– Физико-математическая школа – отличная возможность подготовиться к контрольным и экзаменам, – говорит десятиклассник Антон Ерофеев. – Когда два года назад к ЕГЭ готовился мой брат, это серьёзно ударило по нашему семейному бюджету – он через день посещал репетиторов. Теперь всё иначе. К тому же занятия в институте проходят очень интересно, преподаватели охотно отвечают на все наши вопросы, объясняют то, что не удалось понять в школе.
– А я только планирую стать учеником физматшколы: люблю решать сложные задачи, а профессию хочу выбрать, связанную с инженерным делом, строительством и проектированием. Так что дополнительные занятия точно будут полезны, – добавляет восьмиклассник Артём Игнушев.
Добавим, что помимо «Академии знаний» и физико-математической школы в пединституте открываются и предметные лаборатории для учащихся. Их задача – та же, только занятия будут проходить на базе вуза с использованием современного оборудования. Как пояснили в отделе образования, со второго полугодия в вузе заработают лаборатории по химии и физике. А расписание занятий в «Академии знаний», физико-математической школе и предметных лабораториях педагогического института можно найти на сайте ишимского отдела образования – http://ishimobraz.ru.
Юлия КРОО.
Фото Василия БАРАНОВА.

Автор: Юлия КРОО.