…Представление о профессии лаборанта у меня было самое поверхностное. Люди в белых халатах, со слегка растрёпанными волосами и в криво сидящих очках, которые в дымовой завесе переливают что-то из одной колбы в другую. В общем, «химичат».
Когда наступило время проверить новую специальность, за рекомендацией я вновь обратилась к директору Сладковского МУП ЖКХ В.П.Моисеенко. Причём готова была взяться за любую работу, стажироваться и в снег, и в холод.
– Станешь лаборантом на ВОС. Выдадим беленький халатик, будешь в тёплом помещении в туфельках ходить. Нечего на улице морозиться, – проявил заботу о стажёре Виктор Павлович.
«Камера! Мотор!
Начали!»
Прежде чем отправить на ВОС (то есть водоочистную станцию, расположенную на краю районного центра), нас с коллегой завели на проходную. Здесь установлен монитор, на который выведены изображения с видеокамер, которые находятся в самых разных местах (даже в модуле на озере Дедюхино).
– Как только появитесь на территории ВОС, мы вас увидим в «кино», – с улыбкой сказали коммунальщики.
Камеры видеонаблюдения имеются и на самой станции.
Владимировна
и Сергеевна
Мы заступили на смену в лабораторию. Моей наставницей стала молодой специалист, лаборант Анастасия Чибизова. Тёзка, очень приятно! Мы даже обе, не сговариваясь, надели кофточки в полоску. Правда, из-за одинакового имени скоро возникли трудности. К примеру, обращается коллега к одной Насте, так либо обе не реагируют, либо наперебой пускаются в объяснения. А ведь в лаборатории порой каждая секунда дорога! Чтобы не было путаницы, решили величаться только по отчествам – Владимировна да Сергеевна. Забегая вперёд, скажу, учитель мне достался хороший.
Чем не «профессор»!
Кстати, узнав, что идёт видео- съёмка, решила держаться как можно изящнее (я же всё-таки девочка). Но как только приступила к выполнению непосредственных обязанностей, забыла про всё на свете. Фотоверсия показала меня настоящим «профессором» – волосы дыбом и очки «съехали» с носа. Представляю себе видео! А всё потому, что наставница Владимировна сразу приставила меня «к станку», и я действительно проводила все манипуляции, связанные с исследованием воды. Результаты вносили в специальный черновик. Всё-таки до настоящего журнала я не «доросла». Кстати, лаборант ВОС проводит исследования воды из всех источников, находящихся на территории нашего района – озёр, котлованов, модулей, водоразборных колонок.
Эти руки не для скуки!
Сначала мне показалось, что я очутилась в игрушечной кухне, где есть маленькая плита (да не одна), мелкая посуда (стеклянная, правда) и так далее. Но когда Владимировна начала вводить меня в курс дела, поняла – тут не до игрушек, всё крайне серьёзно.
Итак, с двумя колбами в руках я отправилась в путешествие по цеху. Мне надо было набрать воду в эти ёмкости с названием «вход» и «выход» (имеется в виду жидкость до начала прохождения фильтра и после). Если не знать, где находятся краны, можно остаться без живительной влаги. По станции очень легко заплутать! А данные анализы берутся ежедневно, утром и вечером. Кроме того, мы провели исследования воды из двух озёр, находящихся на территории Усовского сельского поселения.
Что мне показалось самым сложным во время стажировки? Работать с пробирками, пипетками, резиновой «грушей», баретками, мензурками! К счастью, я ничего не разбила, не взорвала и током меня не ударило. Казалось только, что обе руки у меня левые (а ведь правша). При обращении с растворами крайне важна точность. Тут нельзя переборщить с миллиграммами. У меня же то «недолёт», то «перелёт». А ещё коллега, как в той рекламе, посмеивается: «Двоечку давай, двоечку!». Не выдержав, я передала пипетку с грушей своему напарнику Алексею, мол, попробуй сам. И что же? Он тоже левша на обе руки.
Мы исследовали воду на цвет, запах, привкус, жёсткость и ещё много на что! Трудоёмкий, но такой красивый в итоге процесс, когда при добавлении определённых реагентов вода в четырёх колбах изменила цвет. Палитра радужная прямо – сиреневая, фиолетовая, нежно-голубая…Если я не путаю, это произошло, когда мы «трилили».
А ещё под внимательным руководством Владимировны приготовила раствор: по пятьдесят процентов дистиллированной воды и триалона Б.
По лаборатории разносились «ароматы» аммиачного раствора. Кстати, наставница научила меня, как надо правильно нюхать неизвестные препараты. Нельзя совать нос в открытую ёмкость! Надо аккуратно помахивая ладошкой, «гнать» запах на себя.
Раньше я даже представить не могла, насколько интересна специальность лаборанта. Здесь скучать некогда! А ещё она опасная – иногда приходится иметь дело с кислотой. Лаборант должен быть очень внимательным, аккуратным, усидчивым, а когда-то и «устойчивым», ведь бывает, что целый день стоит у своего «станка». А главное, точность, скрупулёзность во всём. Если сравнить водоочистную станцию и коллектив, работающий на ней, с механизмом, то лаборант – это хоть и миниатюрный, но очень важный винтик в нём. Задумайтесь, прежде чем назначить лечение, врач знакомится с анализами пациента. Так и здесь. От профессионализма лаборанта зависит поддержание воды в норме. Проверено.
А.В.Чибизова с приготовленным раствором.
Фото: Алексей Лавров